Русский язык. 6 класс.
Добрый день!
Сегодня наш урок пройдет по определенному плану.
1.Откройте тетради. Запишите число и тему урока.
Тридцатое апреля.
Орфография.
2. Повторяем изученные орфограммы – учебник.
3. Смотрим видео-урок по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6926/main/.
4. Выполняем в тетради упражнения.
Чередование а-о в корне слова
1. Корни, определяемые ударением:
Без ударения пишется о в корнях:
КЛАН-КЛОН
ГОР-ГАР
ТВАР-ТВОР
Без ударения всегда пишется а в корне:
ЗАР-ЗОР
2. Корни, определяемые согласной:
ЛАГ-ЛОЖ
РАСТ, РАЩ-РОС
3. Корень, определяемый суффиксом а:
КАС(А)-КОС
Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните чередующиеся гласные в корне.
Ночь уже л…жилась на горы и туман нач…нал бр…дить по ущельям. Я велел пол…жить чемодан свой в тележку заманить быков лошадьми и в последний раз огл…нулся на д…лину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осм…треться.
Чередование е-и в корне слова
В корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСТ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ пишется и, если дальше следует суффикс а.
Выделите корни с чередующимися гласными а-о, е-и, объясните их написание.
Мой бывший сосед был ужасный чудак, все время он делал не то и не так. Цветы поливал он горячей водой, очки протирал он своей бородой, растил в огороде одни сорняки, играл на рояле в четыре руки.
После приставок, оканчивающихся на согласный, в соответствии с произношением, вместо и пишется ы (игра- розыгрыш).
Искл.: взимать
Буква и пишется после приставок меж-, контр- и сверх-.
Буква ы после приставок
Вставьте пропущенные буквы.
1. Без…глый, без…нтересный, вз…скать, контр…гра, небез…звестный, об…ндевать, сверх…нтересный, под…тоживать, от…скать, при…ск.
2. Без…скусный, воз…меть, под…мать, пре…мущество, сверх…зысканно, роз…грыш, пред…стория, меж…нституский, от…грать.
Правописание приставок пре-, при-
Приставка при- пишется, если обозначает:
1) приближение, присоединение, прибавление: прибыть, пришить.
2) близость: пригородный.
3) неполноту действия: приоткрыть.
Приставка пре- пишется, если:
1) близка по значению слову очень: презабавный.
2) близка приставке пере-: преградить (перегородить).
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1. Я пр…ближался к месту моего назначения. 2. Муж…чок тут же стал его тулуп пр…м…ривать. 3. Гарнизонная жизнь мало имела для меня пр…влекательность. 4. Василиса Егоровна – пр…храбрая дама. 5. Мы вышли от коменданта, по-видимому, пр…миренные. 6 . Палашка пр…несла шпаги. 7. Швабрин пр…следовал Машу.
Правописание суффиксов
имен существительных
Суффиксы –ек-, -ик-
Если при склонении гласный выпал, то в суффиксе пишется е, если не выпал – и: огурчик – огурчика, но сыночек – сыночка.
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1. вспыхнул яркий краеш…к со…нца. 2. Устроили шалаш…к из травки. 3. Звонко трещали кузнеч…Ки. 4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.
5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.
Одна и две буквы н в суффиксах имен
прилагательных
Пишется Н:
1) в прилагательных с суффиксами –ан-, -ян-, -ин-: кожаный, серебряный, глиняный, лебединый, куриный.
Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный.
2) в кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полной форме: бесшумна (бесшумный).
Пишется НН:
1) в прилагательных с суффиксами –онн-, -енн-: клюквенный, революционный.
Искл.: ветреный.
2) в прилагательных с суффиксом –н-, если корень оканчивается на н: окно-оконный.
Замените словосочетания по образцу, обратите на правописание суффиксов прилагательных,
выделите их.
Образец: портфель из кожи – кожаный портфель.
1. Костюм из полотна, кружка из олова, бусы из стекла, мука для блинов, мебель для кухни, путь для саней, дверь на балкон, звонок телефона, голова лошади, писк комара, знак фирмы, крик петуха.
2. Платок их шерсти, кружка из алюминия, лестница из мрамора, подсвечник из бронзы, нить из серебра, сироп из клюквы, новости из района.
Правописание суффиксов глагола
Суффиксы –ыва-, -ива- пишутся, если глагол в 1 лице ед.ч. оканчивается на –ываю, -иваю: присматриваю – присматривал.
Суффиксы –ова-, -ева- пишутся, если глагол в 1 лице ед.ч. оканчивается на –ую, -юю: беседую-беседовать.
Спишите, вставьте пропущенные буквы,
обозначьте суффиксы глаголов.
1. Врач бесед…вал с больным и подбадр…вал родственников. 2. Старайтесь разумно использ…вать свободное время. 3. Невежливо опазд…вать на юбилей. 4. Солнце уже заметно приг…вает землю. 5. Мы часто договар…ваемся о совместных поездках к морю. 6. По радио перед…вали важные сообщения. 7. На ночь необходимо проветр…вать комнату. 8. Пора над…вать зимнее пальто.
Выполняем упр. в тетради.
Объяснение:
Лирический герой, смотря на степь видит клубящиеся тучи, поля и в последний раз замечает пропадающего за третьим перевалом ямщика.
Прочитав второй фрагмент текста у меня возникло ощущение одиночества и пустоты. Но при этом " Степь - безбрежная, как море" вызывает чувство восхищения, ее красотой.Если во второй строфе, лирический герой как бы дает нам понять, что степь одинокая и будто бы "неживая". То в третьей, он будто всматривается в жизнь этого места и понимает что оно не такое уж и мрачное.
Вот 4 Наш герой слышит как: "В изложине росистой вполголоса скрыпят коростели". Так же он слышит то, что: "перепел откликнулся вдали". Оглавление: музыка безбрежнего "моря".
2. 1-А 2-г 3-В 4-Б
3. верно,неверно,неверно,верно.
1 Наклонение – глагол может употребляться в формах трёх наклонений (изъявительного, условного, повелительного).
А) В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам.
ПРИУМЕР
Я читал, я читаю, я буду читать.
Б)) В условном наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях.
ПРИУМЕР
Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её.
в) В повелительном наклонении глагол обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.
Побуждение может быть в виде:
приказа ПОЖЕЛАНИЯ И совета