Русский язык 6Г
Урок
26.10.2020
Тема урока
Слово и его лексическое значение .Повторение изученного в 5 классе
Ход урока
Чат с классом
Ход урока
«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий” ( К.Г. Паустовский).
Ход урока :
1. Организационный момент
-Здравствуйте , ребята ! Желаю успехов и плодотворной работы !
3. Повторение пройденного
-Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:
Синтаксис и пунктуация
Фонетика
Орфоэпия
Орфография
-И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…
а) Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно
Словом можно полки за собой повести...
б) Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов.
Посветить-посв.тить
Примерять -прим.ирять
Полоскать - пол.скать
-Таким образом , правописание зависит от лексического значения слова
Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться
-Какова главная цель урока?
-Понять, что такое лексическое значение слова.
-Какова задача урока?
Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.
Также мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова.
- Научимся определять лексическое значение слова с толкового словаря.
-Наша задача – расширять свой словарный запас.
3. Закрепление
а) -Как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?
-Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать?
-Какие же словари существуют?
б ) Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, на что нужно обратить внимание, выполняя эту орфографическую задачу:
Расст..гнуть пуговицу
Прим..рять врагов
Пол..скать белье
C…деть на стуле
местный ст…рожил
Раст..нуть веревку
Прим..рять платье
Пол..скать малыша
с…деть от горя
ст…рожил дачу
Точная: А.С.Пушкин: "Зимнее утро":
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный...
Неточная: Г.Р. Державин „Соловей“:
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит;
То шумом заглушаем водным
Вздыханьем сладостным томит...
2. а).Женская рифма,
б). Гипердактилическая.
3. Ассонанс - это созвучие («Цыгане» Пушкина):
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула.
Но ты, пора любви минула
Еще быстрее; только год
Меня любила Мариула.
Диссонанс - (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) — один из видов неточной рифмы, в которой совпадают только послеударные звуки, ударные же гласные не совпадают. (Марина Цветаева):
Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!
Мать — крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки...
И снова из сгорбленной хаты:
«Простите меня, мои реки!»
4.