Пушкин – безусловный мастер изящной словесности и фонетического мастерства. начиная с первых строк, перед нами не только открывается картина, где «волны голубые», весь блеск «гордой красы» морской стихии. порой кажется, что ты сам слышишь говор этих волн. такой эффект возникает оттого, что сочетаются определенным образом звуки: «ш» — шум, услышал, «щ» — прощай, блещешь, «ч» — прощальный час, они перекликаются с «у» и «о». «прощай, свободная стихия! в последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой». чередование торжественных «р» и шипящих «ш» также напоминает шум моря, перекличку волн. эта звуковая тональность не исчезает на протяжении всего стихотворения. в строках о байроне, мы видим, как вовремя вступают звонкие и шипящие согласные «з», «ч» и гласные «у», «а», «о». «твой образ был на нём означен, он духом создан был твоим: как ты могущ, глубок и мрачен, как ты, ничем не укротим». в этой работе пушкина ощутимо звучат прощальные нотки. прощание с романтическим идеалом, с «байронизмом», с мятежником наполеоном. все это вчерашний день. наступает новый этап в жизни поэта. завершает своё творение пушкин на оптимистической ноте. он обещает сохранить «торжественную красу» моря, перенести её в «пустыни молчаливы (речь идёт о ссылке в михайловском). на что это похоже? на клятву верности свободной стихии, идеалам юности и свободы.
Серебряный век – это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. Эпитет «серебряный» подразумевает индивидуальность и особое сияние (не блеск!), одухотворенность целого созвездия неповторимых художников слова этого времени. Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», традиционно обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание стало использоваться для характеристики вершинных явлений поэтической культуры России конца XIX – начала XX века, а именно творчества А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина, И.Анненского, Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Цветае-вой и других блестящих мастеров слова. Русская поэзия Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты Серебряного века сыграли видную роль в развитии и обновлении
Эпитет «серебряный» подразумевает индивидуальность и особое сияние (не блеск!), одухотворенность целого созвездия неповторимых художников слова этого времени.
Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», традиционно обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание стало использоваться для характеристики вершинных явлений поэтической культуры России конца XIX – начала XX века, а именно творчества А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина, И.Анненского, Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Цветае-вой и других блестящих мастеров слова.
Русская поэзия Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.
Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты Серебряного века сыграли видную роль в развитии и обновлении