РУССКИЙ ЯЗЫК. ВЫПИШИТЕ ГЛАГОЛЫ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ, ВСТАВЬТЕ, МЯГКИЙ ЗНАК. ВЫДЕЛИТЕ ЧАСТИ СЛОВА, ПРИ КОТОРЫХ ОБРАЗОВАНА ПОВЕЛИТЕЛЬНАЯ ФОРМА. СПАМ-СРАЗУ КИДАЮ ЖАЛОБУ, ТАК ЧТО ПРО ТАК НЕ ПИШИТЕ!
1.Свет падал на кусты сирени, и в чашечках её цветов дрожали капельки росы.
2.Особенно хороши вечера, когда закат, затопляет степь своим светоносным наводнением.
3.Удар грома слышался не только в саду, но и в доме.
4.Мы надеялись, что направление ветра он определит по волнам.
5.По морю шла волна, и пена облизывая борта парохода, тотчас таяла.
6.Если человек, проведет день с удочкой на реке или озере, он будет потом долго вспоминать тот день.
7.Хочешь знать что я о тебе думаю, так говори прямо.
Задание 2.
Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните написание ЗАТО – ЗА ТО, ТОЖЕ – ТО ЖЕ, ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ, ЧТОБЫ – ЧТО БЫ.
Зато (союз)тайга оживала, когда наступали осенние холодные ночи. Тоже (союз) слово, да не так бы молвить. Задача решалась так же (наречие), как и предыдущая. Он очень быстро освоил три гитарных аккорда, а таже (союз) множество выразительных стихов. Я хочу,чтобы (союз) ты дал мне почитать эту книгу. И что бы (местоимение с частицей) она ни делала, за что бы (местоимение с частицей) она ни принималась, все выходит у нее красиво. Забежал за то (указательное местоимение с предлогом) здание. Остальные тоже (союз) высыпали на берег.
Задание 3. Тест. Не просто обводите ответы, а объясняйте, показывайте, что вы знаете материал.
1.Сколько всего союзов употребляется в данном тексте?
Пусть не на что мне опереться,
(Но) разве не чудно, скажи,
Смеяться от чистого сердца
(И) плакать от всей души?
Задумано всё безупречно,
(И) тем эта жизнь хороша,
(Что) счастье, как сердце, не вечно
(И) горем бессмертна душа.
( И.Лиснянская)
1) 4; 2) 5; 3) 7; 4) 9.
*в скобках я обозначила союзы, всего их пять(объяснение: здесь их пять и они очень важны не только в этом тексте, но и в русском языке для того, чтобы скреплять слова и предложения. все будет понятно,если вычеркнуть союзы из этого стихотворения, и прочитать его без них)
2.В каком варианте ответа правильно указаны все поговорки, в которых есть сочинительные союзы?
А. Мал золотник, да дорог.
Б. Нет таких прав, чтобы узнать чужой нрав.
В. Надо наклониться, чтобы из ручья напиться.
Г. У правды язык суров, зато душа добрая.
4 А, Г. - правильный ответ
3.В каком ряду все союзы являются сочинительными?
1) и, тоже, то…то, однако; - правильный ответ
4. В каком ряду все союзы являются подчинительными?
2) прежде чем, потому что, ибо, пускай; -правильный ответ
5. В каком предложении союз И соединяет части сложносочиненного предложения? (Знаки препинания не расставлены)
4) Чернеет длинный ряд домов и юрт бревенчатые стены. -правильный ответ
6. В каком предложении союз И соединяет однородные члены предложения? (Знаки препинания не расставлены)
4) С улыбкою оледенелой сошла с небес суровых дочь и над землёй сребристо-белой белеет северная ночь.
7. В каком предложении слово ЧТО является местоимением?
.
2) Особенно было страшно то, что над огнем, в дыму летали голуби.
8. В каком сложноподчиненном предложении части соединяются с союза? Объясните. Докажите, что в остальных предложениях союзные слова.
4) Люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, где звёзд ещё не видно.
9. Какой по значению подчинительный союз употреблён в следующем предложении?
Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон…
3) следствия;
10. В каком предложении неверно употреблён союз?
2) Меня спросили, что какое моё любимое время года.
1. б) К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. в) мы догадались, что приехал ревизор, которого все уже давно ждали.
2. Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. в) СПП с однородным подчинением
3. Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. б) СПП с параллельным подчинением
4. Снег скрипел так, что, стоя в собственном дворе, я прекрасно слышал, как кто-то ходит на другом конце села. а) СПП с последовательным подчинением
5. Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем кто старательно идет по однажды избранной дороге. г) СПП с комбинированным: последовательным и однородным подчинением
6. Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и посторонним тут делать нечего. в) СПП с однородным подчинением
7. Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть как смеется племянница. СПП с комбинированным подчинением: параллельным и однородным.
8. Если, когда вы всё же окажетесь в лесу, попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце. г) СПП со смешанным: последовательным и параллельным подчинением.
9. Г) [Это было так разительно точно], (что мне даже казалось), (будто я начинаю ощущать аромат трав, слышать негромкий шум листвы берёз, перебираемой ласковым летним ветром, вижу этот солнечный свет), (который искрится, дрожит, прячется и вновь возникает, как будто играя в прятки).
10. а) Почему любимые места, когда с ними надо расставаться, бывают особенно хороши?
11. а) Если люди пронесли дружбу через всю жизнь, это значит, что она выдержала все испытания. в) Едва я вышел из вагона, как на меня обрушилось всё худшее, что таила в себе поздняя осень.
Объяснение:
1.Свет падал на кусты сирени, и в чашечках её цветов дрожали капельки росы.
2.Особенно хороши вечера, когда закат, затопляет степь своим светоносным наводнением.
3.Удар грома слышался не только в саду, но и в доме.
4.Мы надеялись, что направление ветра он определит по волнам.
5.По морю шла волна, и пена облизывая борта парохода, тотчас таяла.
6.Если человек, проведет день с удочкой на реке или озере, он будет потом долго вспоминать тот день.
7.Хочешь знать что я о тебе думаю, так говори прямо.
Задание 2.
Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните написание ЗАТО – ЗА ТО, ТОЖЕ – ТО ЖЕ, ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ, ЧТОБЫ – ЧТО БЫ.
Зато (союз)тайга оживала, когда наступали осенние холодные ночи. Тоже (союз) слово, да не так бы молвить. Задача решалась так же (наречие), как и предыдущая. Он очень быстро освоил три гитарных аккорда, а таже (союз) множество выразительных стихов. Я хочу,чтобы (союз) ты дал мне почитать эту книгу. И что бы (местоимение с частицей) она ни делала, за что бы (местоимение с частицей) она ни принималась, все выходит у нее красиво. Забежал за то (указательное местоимение с предлогом) здание. Остальные тоже (союз) высыпали на берег.
Задание 3. Тест. Не просто обводите ответы, а объясняйте, показывайте, что вы знаете материал.
1.Сколько всего союзов употребляется в данном тексте?
Пусть не на что мне опереться,
(Но) разве не чудно, скажи,
Смеяться от чистого сердца
(И) плакать от всей души?
Задумано всё безупречно,
(И) тем эта жизнь хороша,
(Что) счастье, как сердце, не вечно
(И) горем бессмертна душа.
( И.Лиснянская)
1) 4; 2) 5; 3) 7; 4) 9.
*в скобках я обозначила союзы, всего их пять(объяснение: здесь их пять и они очень важны не только в этом тексте, но и в русском языке для того, чтобы скреплять слова и предложения. все будет понятно,если вычеркнуть союзы из этого стихотворения, и прочитать его без них)
2.В каком варианте ответа правильно указаны все поговорки, в которых есть сочинительные союзы?
А. Мал золотник, да дорог.
Б. Нет таких прав, чтобы узнать чужой нрав.
В. Надо наклониться, чтобы из ручья напиться.
Г. У правды язык суров, зато душа добрая.
4 А, Г. - правильный ответ
3.В каком ряду все союзы являются сочинительными?
1) и, тоже, то…то, однако; - правильный ответ
4. В каком ряду все союзы являются подчинительными?
2) прежде чем, потому что, ибо, пускай; -правильный ответ
5. В каком предложении союз И соединяет части сложносочиненного предложения? (Знаки препинания не расставлены)
4) Чернеет длинный ряд домов и юрт бревенчатые стены. -правильный ответ
6. В каком предложении союз И соединяет однородные члены предложения? (Знаки препинания не расставлены)
4) С улыбкою оледенелой сошла с небес суровых дочь и над землёй сребристо-белой белеет северная ночь.
7. В каком предложении слово ЧТО является местоимением?
.
2) Особенно было страшно то, что над огнем, в дыму летали голуби.
8. В каком сложноподчиненном предложении части соединяются с союза? Объясните. Докажите, что в остальных предложениях союзные слова.
4) Люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, где звёзд ещё не видно.
9. Какой по значению подчинительный союз употреблён в следующем предложении?
Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон…
3) следствия;
10. В каком предложении неверно употреблён союз?
2) Меня спросили, что какое моё любимое время года.
p/s я не уверенна в 6-ом, его лучше уточни
1. б) К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.
в) мы догадались, что приехал ревизор, которого все уже давно ждали.
2. Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы.
в) СПП с однородным подчинением
3. Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны.
б) СПП с параллельным подчинением
4. Снег скрипел так, что, стоя в собственном дворе, я прекрасно слышал, как кто-то ходит на другом конце села.
а) СПП с последовательным подчинением
5. Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем кто старательно идет по однажды избранной дороге.
г) СПП с комбинированным: последовательным и однородным подчинением
6. Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и посторонним тут делать нечего.
в) СПП с однородным подчинением
7. Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть как смеется племянница.
СПП с комбинированным подчинением: параллельным и однородным.
8. Если, когда вы всё же окажетесь в лесу, попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.
г) СПП со смешанным: последовательным и параллельным подчинением.
9. Г) [Это было так разительно точно], (что мне даже казалось), (будто я начинаю ощущать аромат трав, слышать негромкий шум листвы берёз, перебираемой ласковым летним ветром, вижу этот солнечный свет), (который искрится, дрожит, прячется и вновь возникает, как будто играя в прятки).
10. а) Почему любимые места, когда с ними надо расставаться, бывают особенно хороши?
11. а) Если люди пронесли дружбу через всю жизнь, это значит, что она выдержала все испытания.
в) Едва я вышел из вагона, как на меня обрушилось всё худшее, что таила
в себе поздняя осень.
12. нет верного варианта