Русский язык. Задания по Синтаксису
1. Назовите вид синтаксической связи данного словосочетания:
читать книгу
а) примыкание
б) управление
в) согласование
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
а) я вас насквозь вижу;
б) выражаю свою признательность;
в) приехал с дальнего рейса
г) все ресурсы исчерпаны.
3. Предложения по количеству грамматических основ делятся на:
а) восклицательные и невосклицательные;
б и сложные;
в) односоставные и двусоставные;
г) рас и нерас Определите тип предложений:
Из одной муки хлеба не испечёшь.
Виноград собирают осенью.
С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.
а) двусоставные предложения;
б) односоставные предложения.
5. Определите тип предложения по структуре:
Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
а) сложносочинённое предложение.
б предложение, осложнённое однородными членами;
6. Односоставными являются предложения:
А. Русь моя, люблю твои берёзы! (Н.М. Рубцов)
Б. Невыразимой сладкой тишью полны осенние луга. (А.В. Жигулин)
В. Но, должно быть, ему очень нужно пройти четыре четверти пути! (В.С. Высоцкий)
Г. На небе, побледневшем от солнечного жара и света, не было ни одной тучки. (А.И. Куприн)
а) А, Б, В; б) В и Г в) А, В, Г; г) Б и Г.
7. Укажите предложение с неоднородными определениями. (Знаки препинания не расставлены):
а) Тут были яркая гвоздика и красные оранжевые и жёлтые лилии.
б) Наступила дождливая грязная тёмная осень.
в) Длинный товарный поезд уже давно стоит у полустанка.
г) Мы выезжаем из мрачного леса на великолепную сияющую под солнцем поляну.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
а) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.
б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
в) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».
г) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
9. Ошибка в управлении допущена в двух предложениях:
А. Наша семья состоит из четырёх человек.
Б. Вошедшие в троллейбус оплатили за проезд.
В. Наблюдается тенденция росту успеваемости.
Г. Я рад за своего товарища.
а) А и Б; б) Б и В; в) В и Г; г) Б и Г.
10. Тавтология допущена в двух предложениях:
А. Мысль эта оказалась крайне неудачливой.
Б. В наше время образование имеет большое значение.
В. В результате этого тренинга выясняется самооценка качеств у самого себя.
Г. Эта книга о тяжёлой судьбе деревенской женщины, в образе которой автор отразил всех русских женщин того времени.
а) А и Б; б) А и В; в) Б и В; г) В и Г.
1. б
2. в
3. б
4. б
5. а
6. в
7. в
8. г
9. б
10. г