с домашним заданием. Объедините слова с твёрдым согласны перед [э] в одну группу, с мягки согласным в
другую. Выделите слова, для которых характерны два вариантна норм произнесения согласного.
Акварель, аксессуары, антенна, антресоли, бандероль, бассейн, бенефис, берет, бестселлер, блеф, брюнет, бутерброд, вестерн, газель, гангетер,
гейзер, грейпфрут, дебют, дежавю, дезинфекция, дезодорант, декольте,
декоративный, деликатес, демисезонный, депо, депрессия, детектив, джентльмен, дизайнер, зеро, ингредиент, индекс, интерьер, кадет, кемпинг, конденсация, коттедж, кратер, крем, лотерея, мадмуазель, метрополитен, мистер, остеохондроз, отель, Одесса, паштет, пионер, презент, протест, резус, рейс, рельсы, ретро, ретроспекция, свитер, сексуальный, сенсорный, сервант, сервиз, сервис, сленг, стресс, тембр, темп, теннис, терапевт, терминал, термос, территория, трек, фанера, фланель, шатен, шинель, экспресс.
1.Нам молча уступают место у печки, и, поддавшись общему настроению, мы протягиваем к теплу окоченевшие руки. 2.Встав рано утром и одевшись в своё самое любимое платье, Лиза поспешила на станцию встречать прибывавший из столицы поезд. 3.Зима, повеяв холодом, внезапно отступила, и начались дожди, затяжные, холодные. 4.Мы слушали, затаив дыхание, рассказ дедушки о том, как он трудился, не покладая рук.
2. Выпишите предложения, в которых нужно поставить запятую
А. Не сказав никому ни слова, он повернулся и вышел.
Б. Солдаты ещё несколько секунд лежали, затаив дыхание.
В. Несмотря на ранние осенние сумерки, жизнь на улице била ключом.
3. Присоедините грамматически правильное продолжение предложения:
Пустив стрелу,
4) Иван-царевич отправился на её поиски.
4. Найдите и исправьте ошибки в построении деепричастного оборота
1) Вернувшись с прогулки, я не спал.
2) Войдя в лес, я увидел, что солнце село.
3) Глядя на эту речку, я вспомнил детство.
4) Подъезжая к дому, я увидел отца.
5. Дополните предложения
А. Собираясь в поход, я забыл взять верёвку.
Б. В длинной шубе, в мохнатой шапке, он вышел на улицу
В. Несмотря на мою почтительную вежливость, начальник был очень груб со мной
Г. Я работал не покладая рук.
1) лауреат, комитет
2) артиллерия, обелиск
3) архИтектура, дИплом
4) привилегия, резолюция
ОТВЕТ: А1 - 3)
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?
1) аттестат, кавалерия
2) пьеса, искусный
3) беллетристика, интеллект
4) конгресс, дискуссия
ОТВЕТ: А2 - 2)
А3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
1) срЕдства, облегчИть
2) щАвель, включИм (верно щавЕль)
3) красивЕе, повторИт (верно красИвее)
4) инАче, собрАла (верно собралА)
ОТВЕТ: А3 - 1)
А4. Какая группа слов является словосочетанием?
1) через сутки (предлог+существительное)
2) машина нагружена (подлежащее+сказуемое)
3) кресло-качалка (сложное слово)
4) довольно жарко (словосочетание со связью примыкание).
ОТВЕТ: А4 - 4)
А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) ЗНАЙТЕ (глагольное), что я всегда РАД составное глагольное: гл.+краткое прилагательное) вам.
2) Облако ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ то косматым МЕДВЕДЕМ, то гривастым ЛЬВОМ (именное сказуемое: гл.+сущ.).
3) Команда БУДЕТ ВЫСТУПАТЬ на своем поле (простое глагольное).
4) Оксана ЛЮБИЛА ПОКРАСОВАТЬСЯ (составное глагольное).
ОТВЕТ: А5 - 2)
А6. Какое предложение является неопределенно-личным?
1) ПЕРЕХОДИТЕ (сказуемое) улицу внимательнее (определённо-личное)!
2) Мне вдруг СДЕЛАЛОСЬ (сказуемое) страшно (Безличное: категория состояния)
3) И на обломках самовластья напишут наши имена!
4) Маленькая КОМНАТА (подлежащее) в гостинице (назывное).
ОТВЕТ: А6 - 3)
А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?
1) ПИШУ, ЧИТАЮ без лампады.
2) БРАТ ЛЮБИТ черный чай, а Я – (опущено сказуемое люблю) зеленый.
3) МНЕ что-то НЕ ПО СЕБЕ.
4) СУВОРОВ УЧИЛ БРАТЬ не числом, а умением.
ОТВЕТ: А7 -2)
А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?
1) Походка, голос, взгляд - всё (обобщающее слово) изменилось в Маше.
2) В опасности забор не (отрицательная частица) препятствие.
3) Твои слова |словно острый нож (сравнительный оборот)|.
4) У моего дедушки пять наград: (а именно?) один орден и четыре медали (перечисление).
ОТВЕТ: А8 - 1)
А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно ходить поутру), мы решили переночевать на ближайшей мельнице.
2) «Моя работа кончена, Паоло, - сказал он мне однажды. – Береги себя и возвращайся домой».
3) Все здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровые скалы, и даже эти одинокие дома на далеком берегу.
4) «Очевидно, он что-то такое знает, чего не знаю я»[,] - думал я про полковника.
ОТВЕТ: А9 - 4)
А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (знаки препинания не расставлены)
1) Джульетта[,] (обращение) ты как день!
2) И невозможное возможно.
3) Существует[,] кстати (вводное слово)[,] интересная легенда о происхождении этого названия.
4) Увы[,] мой стих не блещет новизной[,] (запятая между однородными дополнениями: новизной, разнообразием) разнообразием перемен нежданных.
ОТВЕТ: А10 - 1)
А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно
1) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперед.
2) Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную.
3) Он переоделся, позавтракал в буфете и[,] вернувшись в номер (деепричастный оборот), позвонил в справочное бюро вокзала.
4) Сад был окружен забором, старым, ветхим.
ОТВЕТ: А11 - 3)
А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пустив стрелу,
1) она упала на купеческий двор.
2) Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.
3) ее долго пришлось искать.
4) Иван-царевич отправился на её поиски.
ОТВЕТ: А12 - 4)