с Контрольной работой по русскому языку по теме местоимение 1. Местоимение –
это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко – предмета.
2. Найдите соответствия:
Личные местоимения
Притяжательные местоимения
Относительные местоимения
Отрицательные местоимения
Неопределенные местоимения
Определительные местоимения
Вопросительные местоимения
указывают на признак предмета.
указывают на лица, которые участвуют в речи.
указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету
указывают на неопределенные, неизвестные предметы, признаки или количество предметов.
служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.
выполняют функции связи частей сложноподчинённого предложения (союзные слова).
указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.
3. Укажите строчку, в которой все местоимения отрицательные
никакой, все, некто, нисколько
тобой, с ними, вас, меня
кого-то, ничьего, не у кого, ничего
никого, нисколько, нечего, ничьему
4. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограммы. Укажите разряды местоимений.
Что (то)(не) клеит…ся; кто (то) зв…нил; р…нял что (нибудь); в каких (либо) библиотеках; (кое) к (кому) еще зайду; что (то) увидеть; какой (то) старик; что (то) говорил; (н…) кого послушать; (н…) кому (не ; (н…) (с) кем п…говорить; (н…) о чем (не) спорить; (н…) сколько вопросов; (н…) (о) ком не спраш…вать; (н…) (от) кого ута…вать, (н…) сколько (не) уд…вился; (не) терпел (н…) какого обмана; ждать (н…) (от) кого, (н…)(с)кого спросить, (н...)сколько (не) испугался.
5. Поставьте данные местоимения в начальную форму, определите его разряд, укажите падеж. Образец: с ним – он, личное , Т.п.
мимо нее
ни за кого
не к чему
о себе
без всякого
под нами
с каким-то
кое о чем
за собой
с теми
6. Запишите 5-6 фразеологизмов, в состав которых входят местоимения.
7. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.
На ихних уроках очень часто показывают интересные фильмы.
Временами я очень тоскую по вам.
Я взял рыбу из корзины и передал её отцу.
Моя мама старше него на десять лет.
Прочитайте текст и выполните задания 8-17
(1) Сколько на свете замечательных книг! (2) Вот вы открываете книгу, рассматриваете ее иллюстрации. (3) Ваши глаза бегут по ровной линии строчек. (4) Проходит несколько минут, и вот кто-то из вас уже идет в бой вместе с мушкетерами. (5) Другие переживают увлекательное путешествие. (6) Такое возможно благодаря книге.
(7) Хорошее произведение воспитывает чувства, формирует характер. (8) Недаром М. Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
(9) Польза общения с этими художниками и в том, что они укрепляют нашу грамотность, прививают вкус к хорошему слову, любовь к родному языку. (10) Такова роль книги в жизни человека.
Определите стиль, тип речи текста.
Определите тему, основную мысль текста.
Из предложений 1-3 выпишите притяжательные местоимения.
Из предложений 4 — 5 выпишите неопределённое местоимение.
Из предложений 8-10 выпишите определительное местоимение.
Среди предложений 3–6 найдите такое, которое связано с предыдущим с указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Из предложения 10 выпишите грамматическую основу предложения.
Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С».
Из предложений 1 – 3 выпишите слово с орфограммой «чередующаяся гласная в корне слова».
Найдите в тексте среди предложений 2-5 сложносочиненное предложение, укажите его номер.
слава о воинах издавна шла по миру. неудивительно, ведь такой отваги не было и нет ни у французов, ни у немцев, ни у иных народов. естественно, военачальники государства уделяли достаточное внимание и оборонным сооружениям. на территории россии существовало множество форпостов на всех сторонах света.
ставрополье – после окончания -турецкого военного конфликта, границы государства расширились до кубани. в 1776 году был составлен проект, а 11 сентября 1777 года по велению екатерины 2 была заложена екатерининская крепость. в дальнейшем количество форпостов начало резко увеличиваться: 18 сентября свет увидела павловская крепость, после – марьинская, а затем георгиевская и андреевская. укрепления заняли волжские казаки. что же касается александровской, ставропольской, донской, московской и владимирской – в них обитали хоперские казаки;
еще одним известным форпостом россии был смоленск, который не напрасно называют западным щитом россии. именно здесь располагалась смоленская крепость, одно из самых мощных защитных укреплений государства. в 1595-1602 годах она сдержала не один десяток неприятелей. в настоящее время здесь существует музей смоленск-щит.
псковский кремль – 4 каменных укрепления занимали примерно 9 км. также имелось 40 башен, 14 ворот и множество подземных проходов.
староладожская крепость – данная крепость известна еще со времен правления князя олега;
крепость копорье – находится в 13 км от финского залива. некогда могущественный форпост теперь соседствует с одноименной деревней, его башни давно лишены стражей, здесь больше не слышно грохота артиллеристских орудий, свиста стрел либо грозных криков воинов. тем не менее, россии будет хранить память о произошедших здесь событиях;
новгород – во время борьбы рыцарей с государством, в 13-м веке здесь также находились укрепления, которые народу защитить западные рубежи от неприятеля;
коломенский кремль – родился по воле василия 3. своей монументальностью форпост не уступал даже московскому кремлю – отлично зарекомендовал себя в эпоху смуты в борьбе с польскими интервентами.
на самом деле, форпостов россии гораздо больше, ведь со времен основания государства бои происходили практически в каждом городе и области – а соответственно, в окрестностях каждой губернии было определенное количество оборонных укрепительных сооружения.