с родным русским языком. 75. 1) Прочитайте вслух отрывки из стихотворений Б. Л. Пастернака, предварительно уточнив по орфоэпическому словарю ударение в наречиях. Объясните названия стихотворений,
1.
1. После дождя
За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Всё стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и по-доброму.
Сначала все опрометью, вразноряд Ввалилось в ограду деревья развенчивать, И попранным парком из ливня - под град. Потом от сараев - к террасе бревенчатой.
Вот луч, покатясь с паутины, залёг В крапиве, но, кажется, это ненадолго, И миг недалёк, как его уголёк В кустах разожжётся и выдует радугу.
2. Зазимки
Сухая, тихая погода. На улице, шагах в пяти. Стоит, стыдясь, зима у входа И не решается войти.
Во льду река и мерзлый тальник, А поперек, на голый лед. Как зеркало на подзеркальник, Поставлен черный небосвод
Она подозревает втайне, Что чудесами в решете Полна зима на даче крайней, как у неё на высоте.
2) Какие средства выразительности по-
могают поэту создать образы природы?
3) Назовите все причастия, деепричастия
и наречия, которые встретились вам в этих стихотворениях. Уточните их значение, произношение, стилистическую окраску по словарям.
4) Найдите слово, произношение которого не соответствует современной
языковой норме. Как вы догадались, что нарушена орфоэпическая норма?
Зазимки - название и само стихотворение рассказывает нам о состоянии природы в начале зимы, когда она только начинает вступать на порог.
2) Автор использует такие средства выразительности как: олицетворение, эпитеты, сравнения.
3) Причастия - попранным.
Деепричастия - покатясь, стыдясь.
Наречия - сперва, сначала, потом, ненадолго, недалек, поперек, втайне, крайней.
4) Палое - устаревшая форма слова.
"За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Всё стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и по-доброму."
В этой части стихотворения автор описывает после дождя, когда люди выходят на улицу и видят, что все стихло и тишь. Образы природы (листва, небо) создают атмосферу уныния и изменений.
"Сначала все опрометью, вразноряд Ввалилось в ограду деревья развенчивать, И попранным парком из ливня - под град. Потом от сараев - к террасе бревенчатой."
В этой части автор описывает то, как деревья и растения, разрушенные дождем, врываются в сады и на террасу. Снова используются образы природы, чтобы передать образы разрушения и хаоса.
"Вот луч, покатясь с паутины, залёг В крапиве, но, кажется, это ненадолго, И миг недалёк, как его уголёк В кустах разожжётся и выдует радугу."
В этой части стихотворения автор описывает луч солнца, пробивающийся через паутину и затем создающий радугу в кустах. Образы природы используются здесь для передачи надежды и возрождения.
2) Средства выразительности, которые поэт может использовать для создания образов природы, включают:
- Метафоры и сравнения: они могут быть использованы для сравнения природы с другими объектами или явлениями, чтобы создать новые образы и передать эмоции.
- Повторы: повторение слов или фраз может усилить эффект и образы природы, вызывая ощущение ритма и гармонии.
- Оно-матопея: использование звукоподражательных и звукоподразумевающих слов может помочь передать звуки и образы природы.
3) Далее мы приступим к анализу причастий, деепричастий и наречий, которые встречаются в стихотворениях. Уточним их значения, произношение и стилистическую окраску согласно словарям.
Примеры причастий и их значения:
- Развенчивать: расправлять, разоблачать
- Попранный: пошатнувшийся, поврежденный
- Разожигаться: гореть, загораться
Примеры деепричастий и их значения:
- Покатясь: катясь, прокатившись
- Недалек: близок, буквально - не великого расстояния
- Разожжет: зажигая, разжигая
Примеры наречий и их значения:
- Сразу: немедленно
- Уж: уже
- Недолго: вскоре
4) В конце мы найдем слово, в котором произношение не соответствует современной языковой норме. Чтобы это понять, мы обратим внимание на его форму и сравним ее с правильным произношением слова.
Пошаговое решение:
- Прочитайте отрывки из стихотворений вслух, уточнив ударение в наречиях по орфоэпическому словарю.
- Объясните названия стихотворений и их смысловую нагрузку.
- Обсудите, какие средства выразительности поэт использовал для создания образов природы.
- Просмотрите стихотворения еще раз и найдите причастия, деепричастия и наречия. Уточните их значения, произношение и стилистическую окраску по словарям.
- Найдите слово, произношение которого не соответствует современной языковой норме. Объясните, как вы догадались, что нарушена орфоэпическая норма.