С РУССКИМ 1. Прочитайте фрагмент рассказа А. П. Чехова «Студент» и выполните задания 1 - 5.
1. Погода вначале была хорошая, тихая. 2. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело... 3. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. 4. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. 5. По лужам протянулись ледяные иглы... 6. Запахло зимой. 7. Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. 8. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. 9. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. 10. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно.
1. Выпишите из предложенного текстового фрагмента все слова, написание которых основано на фонетическом принципе русской орфографии. Объясните суть названного принципа. Приведите 1-2 слова, в которых проявляется фонетический принцип русской орфографии.
2. Найдите в предложенном фрагменте слово, в котором реализуется фонетический закон ассимиляции (уподобления) согласных по звонкости. Объясните своё решение, выполните транскрипцию слова. Какой ещё фонетический закон в области согласных отражается в этом слове? Объясните своё решение.
3. Выпишите из приведённого фрагмента рассказа А. П. Чехова пример устаревшей нормы управления. Запишите современный вариант. В каких случаях в современном русском языке сохранилась старая норма?
4. Определите тип предложения, в котором функцию сказуемого выполняет глагол стемнело. При определении типа предложения учтите состав грамматической основы и выражения главных членов. Выпишите из предложенного фрагмента все глаголы, которые выполняют такую же в функцию в предложениях такого же типа. Образуйте от всех выписанных глаголов и глагола стемнело начальную форму. Проанализировав парадигму спряжения каждого глагола, определите, какой является «лишним». Подробно объясните свой выбор.
2) Слово с непроверяемой гласной надо запомнить: юмОрист
3) Чередующиеся гласные в корне слова делятся на 4 группы в зависимости от условий выбора гласной. Это: группа 1 - от ударения: гар-гор, зар-зор. Опорные слова для запоминания: гАрь - в корне гар-гор А всегда под ударением, О - без него; зОрька - в корне зар-зор всё наоборот: гОреть - загАр
Группа 2: от согласной на конце корня: лАГ-лОЖ, рАСТ - рАЩ - рОС, исключения: Ростов, росток, Ростислав, отрасль Примеры: прилАгательное- излОжение, рАстить-вырАщенный-зрОсли
Группа 3: написание гласной зависит от наличия суффикса А после корня:кОс-кАсА, бер-бИрА , дЕр-дИрА, стЕл-стИлА, жЕг-жИгА, блЕст - блИстА и др. Например: коснуться-касаться, блестеть-блистать, отдЕру-отдИрАть, поджИгАть-разжечь(г-ж чередуются), стЕлить-расстИлАть
Группа 4: от лексического значения корня: равн (= равный, одинаковый) - ровн (ровный, гладкий): порАвнялись с вышкой=встали на одинаковое расстояние, подровнять траву, мак (погружать в жидкость несколько раз) - мок (стать мокрым, влажным): обмАкнуть перо в чернила, вымОкнуть под дождём.
Группа 4 рассматривается уже в 9 классе.