В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
778392
778392
17.04.2023 08:00 •  Русский язык

С РУССКИМ 1. Прочитайте фрагмент рассказа А. П. Чехова «Студент» и выполните задания 1 - 5.

1. Погода вначале была хорошая, тихая. 2. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело... 3. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. 4. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. 5. По лужам протянулись ледяные иглы... 6. Запахло зимой. 7. Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. 8. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. 9. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. 10. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно.

1. Выпишите из предложенного текстового фрагмента все слова, написание которых основано на фонетическом принципе русской орфографии. Объясните суть названного принципа. Приведите 1-2 слова, в которых проявляется фонетический принцип русской орфографии.

2. Найдите в предложенном фрагменте слово, в котором реализуется фонетический закон ассимиляции (уподобления) согласных по звонкости. Объясните своё решение, выполните транскрипцию слова. Какой ещё фонетический закон в области согласных отражается в этом слове? Объясните своё решение.

3. Выпишите из приведённого фрагмента рассказа А. П. Чехова пример устаревшей нормы управления. Запишите современный вариант. В каких случаях в современном русском языке сохранилась старая норма?

4. Определите тип предложения, в котором функцию сказуемого выполняет глагол стемнело. При определении типа предложения учтите состав грамматической основы и выражения главных членов. Выпишите из предложенного фрагмента все глаголы, которые выполняют такую же в функцию в предложениях такого же типа. Образуйте от всех выписанных глаголов и глагола стемнело начальную форму. Проанализировав парадигму спряжения каждого глагола, определите, какой является «лишним». Подробно объясните свой выбор.

Показать ответ
Ответ:
кузя1310
кузя1310
02.07.2020 13:46
1) Чтобы проверить написание безударной гласной в корне, надо подобрать к нему  однокоренное слово так, чтобы эта гласная стояла под ударением: накОнец - кОнчик
2) Слово с непроверяемой гласной надо запомнить: юмОрист
3) Чередующиеся гласные в корне слова делятся на 4 группы в зависимости от условий выбора гласной. Это: группа 1 - от ударения: гар-гор, зар-зор. Опорные слова для запоминания: гАрь - в корне гар-гор А всегда под ударением, О - без него; зОрька - в корне зар-зор всё наоборот: гОреть - загАр
Группа 2: от согласной на конце корня: лАГ-лОЖ, рАСТ - рАЩ - рОС, исключения: Ростов, росток, Ростислав, отрасль Примеры: прилАгательное- излОжение, рАстить-вырАщенный-зрОсли
Группа 3: написание гласной зависит от наличия суффикса А после корня:кОс-кАсА, бер-бИрА , дЕр-дИрА, стЕл-стИлА, жЕг-жИгА, блЕст - блИстА и др. Например: коснуться-касаться, блестеть-блистать, отдЕру-отдИрАть, поджИгАть-разжечь(г-ж чередуются),  стЕлить-расстИлАть
Группа 4: от лексического значения корня: равн (= равный, одинаковый) - ровн (ровный, гладкий): порАвнялись с вышкой=встали на одинаковое расстояние, подровнять траву,  мак (погружать в жидкость несколько раз) - мок (стать мокрым, влажным): обмАкнуть перо в чернила, вымОкнуть под дождём.
 Группа 4 рассматривается уже в 9 классе.
0,0(0 оценок)
Ответ:
eevelinka742
eevelinka742
06.01.2020 14:04
1. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами (п), мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая к вершинам деревьев (д). 2. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром (д). 3. Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая (д). 4. Застучал медный стержень рукомойника, висевшего в коридоре (п), заплескалась вода, и человек, умываясь (д), запел вполголоса. 5. Пошел неожиданный, запоздалый снежок. Ветер сдувал его с мостовых, обнажая каменные (д), избитые подковами белые плиты (п). 6.Человек, скользя (д), бросился по крутому скату оврага, уходившему, должно быть, к реке (п). 7. Краны пели на разные голоса... Некоторые, наскучив молчанием (д), как только их трогали, начинали фыркать, стрелять и брызгать на обои, изображавшие сломанную арфу на фоне воздушных облаков (п). 8. Мальчик осторожно поднимался на террасу и, прижав лоб к холодному стеклу дверей (д), долго, до ломоты в костях, рассматривал старинные портреты, висевшие в залах (п). 9. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз, в темноту, вырывая из нее то полосатую будку часового, то бронзовый памятник полководцу, седой от снежной пыли, то капитель колонны (д), украшенную замерзшими листьями аканта (п). 10. Живость впечатления была так велика, что, глядя на портрет Пушкина (д), как будто слышишь давно знакомый голос поэта, обращенный к нам (п), его далеким потомкам.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота