с русским Из приведенных словоформ выстроите словообразовательные цепочки. Добавьте пропущенные звенья. Выделите корни-омонимы.
Год, годовой, пригодный, годиться; нос, носовой, носилки, перенос, переносица; лук, излучина, луковица, лукавый, лукавить; море, мор, заморить, заморский; платок, платье, заплата, плата, отплатить; вода, водянка, проводка, водник, водяной, проводить;
2. Подумайте, от какого слова и каким могло образоваться слово поваренный (поваренная соль)?
3. На каких свойствах русской грамматики основаны подобные шутки?
Батарея, Адыгея и Корея, он постоянно архимандрит!
А ты сегодня интеграл нуля? Нет, всего-навсего мартингал.
Джедай мне молоко.
Я крокодил, крокожу и буду крокодить!
4. Сделайте морфемный анализ слов.
Перераспределение, занять, кораблестроение, подтягиваться, зачитывать, учительница, сомнение, перепланировка, сжимать, бестолковый, обувь, подошва,
5. Придумайте слова, соответствующие схемам: 2 приставки – корень - окончание; корень - 3 суффикса - окончание; 3 приставки – корень-окончание; приставка – корень-2 суффикса-окончание.
6. Проанализируйте авторские неологизмы. Каким они образованы? Можно ли их считать окказионализмами?
а) А.Вознесенский. «Антимиры»
Я помню только голосок
над красным ротиком – парок
и песенку:
«Летят вдали
красивые осенебри,
но если наземь упадут,
их человолки загрызут...»
б) В.Маяковский, «Облако в штанах»:
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая –
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.
<...>
А ночь по комнате тинится и тинится, –
из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.
в) В.Маяковский, «Прозаседавшиеся»:
Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» –
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
г) М.Цветаева:
Верстами – врозь – разлетаются брови.
Две достоверности розной любови,
Черные возжи-мои-колеи –
Дальнодорожные брови твои!
I Указывает на предмет, но не называет его: кто? – ты.
Н. ф. – ты.
II Морфологические признаки: постоянные – личное; непостоянные – в единственном числе, в именительном падеже.
III (Кто? ) ты (подчеркните одной чертой, так как это, скорее всего, подлежащее) . Но может быть и сказуемым, как, например, в строчке из стихотворения А. Блока:
Но я верю: Милая – Ты. (Во второй части этого сложного предложения подлежащее – Милая, а сказуемое – Ты) .
Любой (в скобках надо записать существительное, к которому местоимение относится, если оно есть) – местоимение-прилагательное.
I Указывает на признак предмета, но не называет его: какой? – любой.
Н. ф. – любой.
II Морфологические признаки: постоянные – определительное; непостоянные – в единственном числе, в мужском или женском роде, в именительном или винительном падеже, если род мужской, в родительном, дательном, творительном или предложном падеже, если род женский (вне предложения это определить невозможно) .
III (Какой? ) любой (подчеркните волнистой линией, так как это, скорее всего, определение) . Но может быть подлежащим или сказуемым, если стоит в именительном падеже мужского рода, не относится к имени существительному, а само выступает в роли существительного.
Сравните:
любой человек (мужской род, именительный падеж, определение) ;
Хорош любой городок (мужской род, именительный падеж, определение) ;
Приезжайте в любой городок (мужской род, винительный падеж, определение) ;
любой травинки (женский род, родительный падеж, определение) ;
любой травинке рад (женский род, дательный падеж, определение) ;
любой травинкой (женский род, творительный падеж, определение) ;
о любой травинке (женский род, творительный падеж, определение) ;
Любой это сделает (мужской род, именительный падеж, подлежащее) ;
Человек – любой (мужской род, именительный падеж, сказуемое) .
Последний вариант, конечно, маловероятен, но всё же надо помнить, что СЛОВА ДЛЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ДАЮТСЯ ТОЛЬКО В ПРЕДЛОЖЕНИИ!