с тестом. Зачёт по теме «Сложноподчинённые предложения»
(практическая часть)
Задание 1:
– выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки расставлены:
I вариант – правильно;
II вариант – неправильно.
– графически объяснить постановку знаков препинания (схемы).
1. Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет культуру человека.
2. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
3. Надо поймать тот час когда косые лучи солнца, пронизывая лес скроются за холмом.
4. В первую минуту он почувствовал себя усталым и разбитым, что ему хотелось зарыться головой в шинель, и снова заснуть забыв о Метелице…
5. Осторожно чтобы не разбудить спящих он входит на крыльцо, и бережно кладет букет на ступеньку.
6. Мальчик даром что мал, был очень ловок и хитер.
7. Даром что парню 19-й год, а в работе любого казака за пояс заткнет.
8. От глаз пользы мало, если ум слеп.
Задание 2
– списать данный в карточке текст, расставив недостающие знаки препинания.
– графически объяснить постановку знаков препинания.
– указать средства связи.
– расставить запятые.
– озаглавить текст.
Текст для учащихся I варианта
Если бы природа могла чу..ствовать благодарность к человеку то она выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина пример того как человек отр..шился от всего наносного и начал жить только по велению сер..ца. Если внимательно прочесть все написа(н,нн)ое Пришвиным то останется убеждение что он пр..восходно видел и знал.
Текст для учащихся II варианта.
Много практических задач по матиматик.. и физик.. решил греческий ученый Архимед имя которого упоминается в каждом учебник.. физик.. Среди задач реше(н,нн) Архимедом была задача о том как найти отношение об..ема шара вписа(н,нн)ого в ц..линдр. Архимед вычислил об..ем шара и велел что(бы) после его смерти на могильном камне вырезали чертеж этой задач..
Задание 3
Отредактируйте предложения (исправьте ошибки в построении
сложноподчиненных предложений).
Задание выполняется по вариантам.
1-й вариант 2-й вариант
1. Записать предложения, внеся в него поправку.
Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
2. Переделайте предложения, превратив: придаточные предложения причины – в придаточные следствия.
За пять часов времени мы не проехали и двадцати верст, потому что дорога была скверная. 3. Придаточные следствия – в придаточные причины.
Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
Задание 4
1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Многие ехали не осваивать Север и жить на Ямале, а зарабатывать. (2) Не отсюда ли пошло: отработал 15 лет, отдал «все силы» дикому Северу - верните меня на место, дайте мне все. (3) И давали, и целовались на прощание, а «молчащие» все больше отбрасывались в темноту, как будто заранее были приговорены: из местных кадры не вырастить. (4) Во втором и третьем поколениях детям раскулаченных не выдавали паспорта.
(5) «Третий удар Ямал получил с началом освоения нефти и газа. (6) Сейчас и сами организаторы не знают, для чего понастроили города, что делать с населением».
2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.
(1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.
(6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.
3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.
Повествовательное, невосклицательное, простое (одна гр.основа), двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными обстоятельствами.
2. На стене (обстоятельство - предлог и существительное) висели (сказуемое - глагол) старинные (определение - прилагательное) часы (подлежащее - существительное).
Повествовательное, невосклицательное, простое (одна гр.основа), двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.
3. Громко (обстоятельство - наречие) звенела (сказуемое - глагол) весенняя (определение - прилагательное) капель (подлежащее - существительное).
Повествовательное, невосклицательное, простое (одна гр.основа), двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.
4. За окном звонко (обстоятельство - предлог, существительное, наречие) пела (сказуемое - глагол) маленькая (определение - прилагательное) птичка (существительное - подлежащее).
Повествовательное, невосклицательное, простое (одна гр.основа), двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными обстоятельствами.
1) С
2) Д
3) А
4) В
1. Сравнение -- сопоставление признака одного предмета/существа с признаком другого предмета/существа. Чаще всего для этого используется словно, как, подобно...
Перо сияло, как бы том покое было зажжено великое множество свеч.
Серый Волк с Иван Царевичем побежал так скоро, как стрела.
2. Гипербола -- сильное преувеличение для создания атмосферы и образа.
"Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил наконечником.
Образ царя, благодаря гиперболе, становится более грозным.
3. Олицетворение -- перенесение качеств живого существа на неживой предмет.
Облака (неживое) плывут (действие живого)
Солнце (неживое)смеётся (Действие живого)
Цветок (неживое) смотрел (действие живого) на солнце.
4. Эпитет -- красочное определение, используемое для описание предметов/существ.
Красная девица
Чудище поганое
Травы шёлковые
Дворцы белокаменные