геракл, в греческой мифологии герой, полубог, герой, сын зевса и смертной женщины алкмены (женыамфитриона ). в отсутствие амфитриона (воевавшего против племён телебоев) зевс, приняв его облик, явился к алкмене; пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землёй. после возвращения мужа алкмена родила одновременно сыновей - ификла от мужа и геракла от зевса. в день, когда геракл предстояло появиться на свет, зевс поклялся в собрании богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день, будет властвовать над микенами и соседними . однако ревнивая геразадержала роды алкмены и ускорила на два месяца родыникиппы - жены микенского царя сфенела , и в этот день родился сын сфенела, внук персея и правнук зевсаэврисфей , который в соответствии с опрометчивой клятвой зевса получил власть над пелопоннесом (hom. ii. xix 95- 133) . к колыбели геракла и ификла гера послала двух чудовищных змей, но младенец геракл задушил их. согласно некоторым вариантам мифа, зевс или афина хитростью заставили геру кормить геракла грудью, но младенец сосал с такой силой, что гера отшвырнула его, а из капель молока возникмлечный путь . лучшие учителя - мудрый кентавр хирон,автолик , эврит , кастор - обучали геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука; игре на кифаре геракла обучал лин , но когда он в процессе обучения прибег к наказанию, геракл в припадке гнева убил лина ударом кифары. испуганный силой и вспыльчивостью геракла, амфитрион отослал его на гору киферон (на восток от фив) к пастухам. там, восемнадцати лет от роду, геракл убил киферонского льва , опустошавшего окрестности. возвращаясь с охоты, он встретил глашатаев эргина, царя соседнего орхомена, требовавших дань с фиванцев. геракл отрубил им носы, уши и руки и велел отнести эргину вместо дани. в начавшейся войне молодой герой убил эргина и обратил его войско в бегство, но амфитрион, сражавшийся вместе с сыном, погиб. фиванский царькреонт в награду за доблесть геракла выдал за него свою старшую дочь мегару . когда у них появились дети, гера, по-прежнему враждебная гераклу, наслала на него безумие, в припадке которого он убил своих детей. придя в себя, он уходит в изгнание (apollod. ii 4, 11) . он прибывает в дельфы, чтобы спросить у бога, где ему поселиться. оракул приказывает ему носить имя геракл (до этого его имя было алкид ) и повелевает поселиться в тиринфе, служить эврисфею в течение 12 лет и совершить 10 подвигов, после чего геракл станет бессмертным. выполняя приказания эврисфея, геракл совершает 12 знаменитых подвигов (мифографы излагают их в разной последовательности). прежде всего он добывает шкуру немейского льва . так как лев был неуязвим для стрел, то геракл смог его одолеть только задушив руками. когда он принёс льва в микены, эврисфей так испугался, что приказал герою впредь не входить в город, а показывать добычу перед городскими воротами. эврисфей даже соорудил себе в земле бронзовый пифос, куда прятался от геракла, и общался с ним только через глашатая копрея. надев на себя шкуру немейского льва, геракл отправляется выполнять второе распоряжение эврисфея - убить лернейскую гидру , которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях лерны. у неё было 9 голов, из них одна - бессмертная. когда геракл одну из голов, на её месте вырастали две. на гидре выполз каркин - огромный рак и вцепился гераклу в ногу. но он растоптал его и призвал на иолая (своего племянника, ставшего с этого времени верным спутником геракла), который прижигал свежие раны гидры горящими головнями, так что головы уже не отрастали вновь. отрубив последнюю, бессмертную голову, геракл закопал её в землю и привалил тяжёлым камнем. разрубив туловище гидры, геракл погрузил острия своих стрел в её смертоносную жёлчь. эврисфей отказался включить этот подвиг в число 10, предназначенных выполнить гераклу, т. к. ему иолай. третьим подвигом геракла была поимка керинейской лани . у лани, принадлежавшей артемиде , были золотые рога и медные копыта. герой преследовал её целый год, дойдя до земли гипербореев , и поймал, ранив стрелой. аполлон и артемида хотели отобрать у него лань, но геракл сослался на приказ эврисфея и принёс лань в микены. затем эврисфей потребовал от геракла эриманфского вепря (четвёртый подвиг). по дороге к эриманфу (в северной аркадии) геракл остановился у кентавра фола, который стал радушно угощать его. привлечённые запахом вина, к пещере фола ринулись, вооружившись камнями и стволами деревьев, другие кентавры. в битве кентаврам пришла на их мать, богиня облаков нефела , низвергшая на землю потоки дождя, но геракл всё же частью перебил, частью разогнал кентавров. при этом случайно погибли хирон и фол; фол, удивляясь смертоносной силе с
«эпитеты - одежда слов» - сказал поэт и писатель в. а. солоухин. это действительно так: эпитеты, красочные определения, словно «одевают» слово, делают его ярче и выразительнее. они лишают слово его первозданного звучания. они нас. мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: осень, море, трава. нам необходимы подпорки: трава зеленая, сухая, прелая, душистая; осень ранняя, ненастная, серая, теплая… автор «слова» скуп на эпитеты, но зато те, которые он употребляет, отличаются поразительной меткостью. ярослав мудрый назван «старым» , и этим подчеркнут не только его возраст, не только то, что он жил в прежние времена, но и его опыт, и его ум. князь изяслав василькович, в одиночестве умирая на поле битвы от ран, «изронил» свою «жемчужную» душу через «золотоеожерелье» , то есть через расшитый золотом ворот своей княжеской одежды. эпитет «жемчужная» входит как часть в целое в этот сложный образ. эпитет «теплые туманы» («мглы» ) употреблен в рассказе о бегстве князя игоря как существенная деталь, ведь туманные ночи теплее ясных, и донец во время ночлегов игоря как бы укрывает его теплыми туманами. особенно любит автор «слова» эпитет «храбрый» . мстислав — брат ярослава мудрого, вступивший в единоборство с врагами земли, назван храбрым. храбрыми названы игорь, борис вячеславич, дружина, ольговичи, все сыны — «русичи» , и даже мысль романа мстиславича «храбрая» . в этом сказалось особое пристрастие автора к воинским доблестям. таким образом, мы убедились, что эпитеты - "одежда слов": они тексту яркость, выразительность и глубину. без эпитетов наша речь была бы «словно раздетой» : скучной, серой и однообразной.