Самостоятельная работа №1 учени группы 10 5/__
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов и проверочные слова.
1) (ударился) оз..мь, упр..стить, приг..рюнился
2) подб..родок, к..стюмер, поч..нить
3) ув..жение, стр..жайший, см..ренный
4) расч..ртить, нар..вне, (крепкая) б..чёвка
5) покл..ниться, пропол..скать (бельё), г..ризонтальный
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов и проверочные слова.
1) од..чать, изд..лека, задр..жать
2) опл..тить (заказ), осн..щение, сп..собный
3) ск..сить (траву), пол..мизировать, см..рение
4) прот..реть, дер..вяшка, бл..городный
5) ут..шитель, ф..нтастический, перекл..каться
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) к..рдинальный, л..минировать, об..няние
2) п..риодический, г..ризонт, ветер..нар
3) п..рила, сер..ал, пок..рать
4) ф..рмализм, сокр..щение, возр..жать
5) эм..лированный, укр..щать, ижд..венец
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов и проверочные слова.
1) неприк..саемый, ош..ломлённый, ярм..рочный
2) ск..зание, осн..щение, р..систая (поляна)
3) сп..собный, повт..рять, ум..лять (значение)
4) к..стрюля, л..нгвистический, препод..вать
5) умн..жать, дер..вяшка, расст..гнуть
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов и проверочные слова.
1) ре..лизм, прот..реть, (ржавая) л..пата
2) ск..льзящий, изм..нение (плана), экспр..ссивный
3) пом..шать (кому-то), м..тив, г..ризонтальный
4) пл..нительный, сер..ал, г..релка
5) принадл..жать, разг..дать, т..рминология
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов и проверочные слова.
1) предст..влять, предназн..чение, уг..сать
2) предохр..нить, ф..нтазия, выр..сти
3) пригл..шать, дек..рация, с..реневый
4) (спуск с) г..ры, арифм..тический, упр..щать
5) препод..вать, осн..щение, ст..лизованный
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) насл..ждение, анал..гичный, бл..стательный
2) пр..стоватый, выт..рли, приж..мать
3) оз..рение, выск..чка, зам..реть
4) выг..рать, пол..гаться, зап..реться
5) рассч..тать, предст..вление, ижд..венец
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) прим..чательный, выч..тание, пол..жение
2) п..риод, обн..мать, зам..реть чить, непон..мание, р..сток
4) вып..рающий, выч..т, зан..мательный
5) сб..регать, выб..рать, оз..рничать
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением. Запишите номера ответов и проверочные слова.
1) уд..вительный, исп..щрённый, пром..кашка
2) треп..тать, оз..ряя, г..потеза
3) щ..бетание, ув..дающий (цветок), благосл..вение
4) сбл..жение, зак..снелое (общество), ск..птический
5) перефр..зировать, пол..мичный, л..гичный
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.
1) к..нсерватория, пост..мент, в..рблюд
2) акк..мпанемент, ст..пендия, б..лконный
3) п..ссимист, реф..рат, с..мфония
4) р..монт, ид..ологический, м..трос
5) п..ркет, пл..тформа, те..ретический
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
Русский язык более всех новых, может быть приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Русский язык мы портим. Употребляем иностранные слова без необходимости. И употребляем их неправильно. Зачем говорить «дефекты», когда можно сказать пробелы, недостатки, недочёты? Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности?
Наконец, комета Галлея была известна еще в древнем Китае, ее наблюдал Иоганн Кеплер в 1607 г., а сам Эдмонд Галлей (Edmond Halley) видел ее в 1682 г. Таким образом, Галлей вовсе не открыватель кометы, как принято думать, однако он первым понял, что это та самая комета, которую видел Кеплер и другие астрономы раньше, и предсказал год, когда она появится снова.