Самостоятельная работа
1. Задание: спишите, расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с вводными словами. Вспомните, что иногда вводные слова похожи на слова самостоятельных частей речи.
1. Мир кажется мне книгой.
2. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
3. Глазами кажется хотел бы всех он съесть.
4. Выглядел он правда неважно.
5. Может с Теркиным беда?
6. Мы таким образом сможем ответить на проблемный во Поезд мчит меня к счастью.
8.Решение по делу было совершенно очевидно.
9.Поезд очевидно немного запаздывает.
10.Одним словом жизнь расцветает.
11.Держись мой мальчик на свете два раза не умирать.
2.Тест.
Задание: найдите правильный вариант ответа, запишите его. (Знаки препинания расставлены не во всех заданиях).
1) Предложение с вводным словом:
А) Поезд придет вероятно вовремя
Б) Может это и правда а может и нет.
В) Он вполне может успеть на поезд.
Г) В сущности проблемы разобраться нелегко.
2) Предложение со словом, омонимичным вводному:
А) Я наверное никогда не обманывалась на твой счёт.
Б) Такое решение вполне вероятно.
В) Вероятно ты выполнишь мою Предложение со словом однако в роли вводного слова:
А) Он глуп однако хитёр.
Б) Скоро однако мы увидим море.
4) Укажите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.
а) Работа над повестью идет медленно, и кажется, верно.
б) Почему же, однако, и вымыслу нельзя быть красивым?
в) Тарантас прыгал, визжал и казалось, рыдал.
г) Может быть, и донные снега хранят мой одинокий след.
В воспоминаниях о своем военном детстве Э. Шим поднимает проблему страданий человека в годы войны, страданий не только физических, но и психологических, нравственных. Ему, одиннадцатилетнему подростку, пришлось переносить голод, видеть, как работает на износ его мать, чтобы хоть как-то выжить в тяжелое военное время, самому выполнять всю работу по дому. В предложении 6 он пишет: «До каменных мозолей я копался на огороде, рубил дрова, носил с реки воду».
По мнению автора, военные годы – это годы тяжелейших испытаний, когда весь народ выживает из последних сил. Но физические страдания можно выдержать. Гораздо тяжелее нравственные страдания, которые пришлось пережить герою. Глядя на голодную, уставшую до изнеможения мать, мальчик испытывает такие муки, что «сердце разрывалось на части, и в горле комом стояли слезы…» (предложение 31).
Самые прекрасные моменты детства убивает в душе героя война, голод и страдания. Отправившись на охоту, мальчик наяву увидел сказку, когда ранним утром от росы и солнечного света сверкало все вокруг, а тетерева казались волшебными жар-птицами. Но досмотреть ее он не мог, так как вспомнил, что «жар-птицы» – это петухи, которых можно съесть. И чем больше он принесет мяса, тем лучше.
Я согласна с мнением Э. Шима. Война – это страшное бедствие, которое приносит огромные страдания людям. В романе Ф. Абрамова «Пряслины» так же описываются события военного времени. На жителей далекого от фронта сибирского села легли все тяготы по обеспечению армии и себя продовольствием. Работали не только старики и женщины. Работать приходилось и подросткам. Михаил Пряслин, главный герой романа, руководит целой бригадой школьников, работающих в колхозе. После занятий в школе, в выходные дни и на каникулах дети работали на полях, чтобы фронту и собственным семьям. Михаил – старший в семье, отец погиб на фронте. А дома, кроме них с матерью, еще трое голодных ребятишек, которых нужно хоть как-то прокормить.
В стихотворении К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» десятилетний герой, сын майора, поседел от увиденного и пережитого в Бресте. Его мать погибла, отец был ранен. Самым надежным местом для ребенка оказался исцарапанный пулями лафет пушки. Война принесла ему страдания, которые не под силу вынести иному взрослому человеку. Она не жалеет никого: ни старого, ни малого. И мы должны сделать все возможное, чтобы такое бедствие больше не пришло к нашему народу.
1. Непосеянные зёрна не взойдут. /Не брошенное в землю/ семя не прорастёт.
2.Человек,/не знающий дороги/, и друга с пути собьёт.
3.Недочитанная книга всё равно что неоконченный путь.
4. Работу, /не оконченную вовремя/, снегом запорошит.
5.Человек, /не умеющий ходить /, портит дорогу, а /не умеющий говорить/ - портит речь.
6. Несказанному слову сам хозяин, сказанное слово - общее достояние.
Несказанному слову сам хозяин, сказанное слово - общее достояние.
Эта пословица говорит о том, что нужно следить за своими словами и не давать обещаний, если не можешь их выполнить. Иногда лучше молчать, чем сказать необдуманное слово.