Самостоятельная работа по теме: «Второстепенные члены предложения».
1. Замените согласованные определения несогласованными, и наоборот, несогласованные – согласованными и укажите вид синтаксической связи в словосочетании:
Безмолвие леса, листья берёзы, горные вершины, дубовые заросли, осеннее золото, кожаный портфель, домик из дерева, мальчик лет пятнадцати, фарфоровая посуда, люстра их хрусталя.
2. Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1. Вадим отстал от своих товарищей …..(обстоятельство причины, дееприч. оборот)
2. Мы отправились в лес ….( обстоятельство цели)
3. (Обстоятельство места) … поднималось солнце.
4. (Обстоятельство времени)…. Над лесом занялся пожар.
3. Составьте и запишите предложение:
1. Осенью птицы улетают на юг.
Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении обстоятельством времени, употребив его как существительное в именительном падеже единственного числа
2. Осенний морозец разрумянил щеки.
Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени.
3. Кисти винограда свисают до земли.
Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения
4. Рябины украшают наши леса.
Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже.
- Какое предложение у нас получилось, запишите его, подчеркнув члены предложения.
4. Вам даны высказывания, продолжая их, нужно вставить номера подходящих предложений. Например, в этом предложении есть обстоятельство уступки. (5.)
В этом предложении есть несогласованное определение. ( )
В этом предложении есть приложение. ( )
В этом предложении есть обстоятельство меры и степени и образа действия.( )
В этом предложении есть обстоятельство времени. ( )
В этом предложении дополнение выражено инфинитивом.( )
1) Каждая мелочь этого дня врезалась в память. (К. Паустовский.)
2) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей. (М. Лермонтов.)
3) На другой день Пьер приехал проститься. (Л. Толстой.)
4) Гости просили спеть Татьяну ее любимую песню о море.
5) Константин вернулся домой к обеду, несмотря на бушующую с утра метель.
6) Ее преследовала тайная мечта уйти в партизанское подполье. (А. Фадеев.)
7) Милый лес, где я мальчонкой плел из веток шалаши, где однажды я теленка, сбившись с ног, искал в глуши. (А. Твардовский.)
8) Я раза три уже принимался пить чай, несколько раз напрасно пытался заснуть, прочел все надписи на окнах и на стенах: скука меня томила страшная. (И. С. Тургенев.)
5. Определите вид определений (подчеркните)
А) Бабушка сварила варенье из вишни.
Б) Я знаю наизусть много стихов Пушкина.
В) Нас встретила девочка с голубыми глазами.
6. Найдите предложение с прямым дополнением.
А) Фабрика тихо гудела всю ночь.
Б) От мороза побелели деревья.
В) Сбор трав и цветов начался.
Г) Труд рождает надежду.
7. Определите типы обстоятельств.
А) Вечер зацвел на закате голубыми снегами розовым летом.
Б) Мещерские леса величественны как кафедральные соборы.
В) Юноша покраснел от удовольствия.
Г) Мы приехали в Москву учиться.
8.Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Прозрачная и спокойная река лежала, точно громадное зеркало, в зеленеющей влажной раме оживших, орошенных лугов.
Объяснение:
Жесть как много сочуствую