Прежде чем понять, почему дни недели так называются, нужно сперва уяснить, что в старославянском языке (а у многих славянских народов – и по сей день) слово «неделя» имело отличное от современного значение. Так называли последний день седмицы (аналога современной недели) , выходного, когда ничего «не делали» . Отсюда, собственно, и его название - «неделя» .
Понедельник. Являясь первым днем недели, понедельник сохраняет в своем названии старославянский смысл «недели» . Это день, наступивший после недели (воскресенья) – по-недельник.
Вторник. В названии вторника уже четко просматривается слово «второй» , что вполне логично. Второй день недели или второй день после недели – оба значения равноценны и верны.
Среда. Название среды происходит от слова «середина» . Несмотря на кажущуюся нелепость – ведь «средним» днем недели является четвертый, а не третий – объяснение этому имеется. Все дело в том, что, согласно религиозным обычаям, первым днем недели считается воскресенье (во многих странах эта традиция сохранена и поныне, вспомнить хотя бы Америку и Англию) . И хотя международные стандарты обозначают первым днем недели понедельник, в названии третьего дня недели сохранился библейский отпечаток. Таким образом, среда действительно получается «посередине» недели.
Четверг и пятница. И снова все понятно – название произошло от слова «четыре» , четвертый день недели. То же самое касается и пятницы, название которой произошло от слова «пять» .
Суббота. Название субботнего дня произошло от древнееврейского слова «саббат» («шабат» - «покой» , «отдых от работы») . И действительно, еврейская религия всегда считала днем отдыха именно субботу.
Воскресенье. Нетрудно догадаться, что название седьмого дня недели связано с великим событием – Воскресением Иисуса Христа. Именно поэтому с введением христианства старорусское название последнего дня недели было изменено на «воскресенье» . А слово «неделя» с тех пор употребляется только в новом значении, заменив собой старорусскую седмицу.
Как видим, в ответе на вопрос, почему так названы дни недели, не обошлось без обращения к религиозным источникам. Действительно 3 из 7 дней недели обрели свое название благодаря определенным событиям, переходу славянских народов от язычества к христианство
У Б.Ш.Окуджавы есть замечательные стихи Святое воинство"
Совесть, Благородство и Достоинство -- вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь, как человек.
Сразу вспомнились эти строки ,когда прочитала высказывание лингвиста В.Г. Костомарова:
"Как музыка ,звучат сейчас полузабытые слова - милосердие, благодеяние, покаяние,достоинство, совесть". Действительно ,как музыка ,хотя слова "полузабытые".Это слова ,которые употребляются в высокой лексике .В повседневной жизни ты не скажешь благодеяние .Скорее - доброе дело .И сразу исчезает очарование музыкально - напевного - благо+деяния .Красиво и содержательно .А главное - понятно . Ушли слова .Почему? Язык меняется ,обогащается новыми понятиями ,а устаревшие - уходят .Так объясняют учёные это явление . Но самое прискорбное ,что слова милосердие, благодеяние ,покаяние ,совесть ,достоинство стали столь редкими ,потому что ушли и эти высоконравственные качества характера и поступки .Слово СОВЕСТЬ мы употребляем чаще в таком контексте :"Совесть - то поимей!"А ведь совесть - наш внутренний судья .Если у человека есть совесть ,он будет милосердным ,благодетельным ,будет уметь признавать и исправлять свои ошибки ,то есть - сумеет покаяться . Эти качества все больше уходят из нашей жизни .Может ,поэтому слова ,их обозначающие ,всё реже употребляются моими современниками? И люди ,носители этих свойств личности ,тоже стали большой редкостью .Блаженствуют те,у кого ни чести ,ни совести ,ни достоинства.Кто не ни к покаянию ,ни к милосердию .увы ... Последний настоящий рыцарь совести и достоинства - Б.Окуджава считал ,что ,имея эти качества ,ты "умрёшь как человек!" Это дорогого стОит.
Понедельник. Являясь первым днем недели, понедельник сохраняет в своем названии старославянский смысл «недели» . Это день, наступивший после недели (воскресенья) – по-недельник.
Вторник. В названии вторника уже четко просматривается слово «второй» , что вполне логично. Второй день недели или второй день после недели – оба значения равноценны и верны.
Среда. Название среды происходит от слова «середина» . Несмотря на кажущуюся нелепость – ведь «средним» днем недели является четвертый, а не третий – объяснение этому имеется. Все дело в том, что, согласно религиозным обычаям, первым днем недели считается воскресенье (во многих странах эта традиция сохранена и поныне, вспомнить хотя бы Америку и Англию) . И хотя международные стандарты обозначают первым днем недели понедельник, в названии третьего дня недели сохранился библейский отпечаток. Таким образом, среда действительно получается «посередине» недели.
Четверг и пятница. И снова все понятно – название произошло от слова «четыре» , четвертый день недели. То же самое касается и пятницы, название которой произошло от слова «пять» .
Суббота. Название субботнего дня произошло от древнееврейского слова «саббат» («шабат» - «покой» , «отдых от работы») . И действительно, еврейская религия всегда считала днем отдыха именно субботу.
Воскресенье. Нетрудно догадаться, что название седьмого дня недели связано с великим событием – Воскресением Иисуса Христа. Именно поэтому с введением христианства старорусское название последнего дня недели было изменено на «воскресенье» . А слово «неделя» с тех пор употребляется только в новом значении, заменив собой старорусскую седмицу.
Как видим, в ответе на вопрос, почему так названы дни недели, не обошлось без обращения к религиозным источникам. Действительно 3 из 7 дней недели обрели свое название благодаря определенным событиям, переходу славянских народов от язычества к христианство
Совесть, Благородство и Достоинство --
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
Сразу вспомнились эти строки ,когда прочитала высказывание лингвиста В.Г. Костомарова:
"Как музыка ,звучат сейчас полузабытые слова - милосердие, благодеяние, покаяние,достоинство, совесть".Действительно ,как музыка ,хотя слова "полузабытые".Это слова ,которые употребляются в высокой лексике .В повседневной жизни ты не скажешь благодеяние .Скорее - доброе дело .И сразу исчезает очарование музыкально - напевного - благо+деяния .Красиво и содержательно .А главное - понятно .
Ушли слова .Почему? Язык меняется ,обогащается новыми понятиями ,а устаревшие - уходят .Так объясняют учёные это явление .
Но самое прискорбное ,что слова милосердие, благодеяние ,покаяние ,совесть ,достоинство стали столь редкими ,потому что ушли и эти высоконравственные качества характера и поступки .Слово СОВЕСТЬ мы употребляем чаще в таком контексте :"Совесть - то поимей!"А ведь совесть - наш внутренний судья .Если у человека есть совесть ,он будет милосердным ,благодетельным ,будет уметь признавать и исправлять свои ошибки ,то есть - сумеет покаяться .
Эти качества все больше уходят из нашей жизни .Может ,поэтому слова ,их обозначающие ,всё реже употребляются моими современниками? И люди ,носители этих свойств личности ,тоже стали большой редкостью .Блаженствуют те,у кого ни чести ,ни совести ,ни достоинства.Кто не ни к покаянию ,ни к милосердию .увы ...
Последний настоящий рыцарь совести и достоинства - Б.Окуджава считал ,что ,имея эти качества ,ты "умрёшь как человек!" Это дорогого стОит.