сделать а) Составь план своего рассказа «Моя Родина – Казахстан». План I. Вступление II. Основная часть III. Заключительная часть Используя свой план, составь текст. Напиши. Чтение Прочитай сказку и выполни к ней задания. Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, — подумал мальчик. — Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет? Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький. — О чем ты, мальчик, плачешь? — спрашивает. Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит: — Не горюй, мальчик, найду я топор твой. Сказал он так и под водой скрылся. Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.
— Этот ли топор твой? — спрашивает. — Что ты, дедушка, не мой это топор! Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный. — На, бери свой топор, — говорит. А мальчик ему и отвечает: — Нет, дедушка, мой топор из железа сделан. И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался. — Вот мой топор, дедушка, — говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал: — Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке — они дорого стоят, — и пусть твоя мама не работает больше на чужих людей. Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.
Лексические нормы (нормы словоупотребления) — это нормы, определяющие правильность выбора слова, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке (играет роль, имеет значение и ни в коем случае не наоборот). Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности. Их нарушение приводит к ошибкам: Раскольников волочил жалкое существование. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками. При проверке сочинений подобные ошибки, как правило, относят к речевым и, согласно критериям оценивания задания с развёрнутым ответом, если подобных ошибок не допущено или допущено не более одной, то экзаменуемый получает два , если допущено 2−3 ошибки — один , если ошибок более трёх — ноль .
К числу наиболее часто встречающихся в сочинениях выпускников ошибок относится употребление слова в несвойственном ему значении: «промышленные потребности людей» (речь идёт о материальных потребностях); «воспитывать в человеке с самого детства честь (в значении «уважение») к себе и другим людям»; «примером хоть какой-то задумчивости (=размышлений) о чужих жизнях» (а задумчивость — это состояние); «нашли в крови запрещенные аппараты» (имеются в виду, конечно же, препараты); «каждый должен быть фанатичен (в смысле «предан») своему делу»; «брали в заложники врагов» (врагов, как известно, берут в плен, а заложник — «лицо, насильственно задержанное в обеспечение выполнения каких-либо обязательств или требований государством или организацией, к которым данное лицо принадлежит»).
Следует также указать на те случаи, когда выбор слова не соответствует коммуникативному замыслу пишущего: «автор переживает за него, ему мерзко, когда его пытают и всячески пытаются сломить его дух» (мерзко — отвратительно, гадко, скверно; данным словом нельзя передать негодование автора, вызванное обращением с пленным); «нет, мужество, несомненно, играет очень важную роль в жизни человека, но оно не производит такого ажиотажа, как раньше» (слово «ажиотаж» со значением «сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг какого-либо дела» неуместно, когда речь идет об оценке человеческих качеств). Необходимо вырабатывать навык точно выражать свои мысли, при необходимости обращаться к словарям, а не полагаться на примерное представление о значении слова.
Ошибки могут быть связаны с неуместным употреблением оборотов разговорной речи («жизнь она у нас одна»; «сейчас в этом мире каждый за себя любимого»; «без разницы, к кому ты попал в плен»), а также жаргонной и просторечной лексики: «стоило только вывести активного деятеля на улочки родного Парижа, как он тут же сдал своих со всеми потрохами»; «герой повести Мечик… сбежал, подставив своих боевых товарищей»; «и обязательно найдется такой крысёныш, который будет сливать всю информацию конкурентам».
Часто встречаются также ошибки, связанные с повтором однокоренных слов: «открыли великие открытия», «защищать беззащитных», «против противника», «переломить эту черную силу не каждому под силу», «проблема малодушия человеческой души».
Распространенными являются ошибки, связанные со смешением паронимов: «наши соотечественники не упали духом» (пали); «автор восхищается мужеством, решимостью и терпимостью пленника» (терпением); «нашли сломать его дух» (сломить); «за все мучения тебе воссоздастся в будущем» (воздастся), — а также неправильным выбором слова из синонимического ряда: «ощущает на себе все ужасы войны» (испытывает), «медсестра на фронте лечила раненых» (оказывала ).
Ещё один вид ошибок — нарушение лексической сочетаемости: «сделал великодушный поступок» (совершил); «сумел красиво поставить проблему всех времён» (поднять проблему, привлечь внимание к проблеме); «подчёркивают свой талант» (гордятся талантом).
Нарушением лексических норм следует считать явление избыточности: «встретить нравственно порядочных людей» (порядочный — честный, заслуживающий уважения и, безусловно, нравственный человек); «зачем лишаться самого единственного в жизни» (значение слова «единственный» не допускает подобного употребления).
Допускаются ошибки и при непродуманном использовании многозначных слов и омонимов: «После тяжёлого приступа больной начал отходить» (больному стало легче или он умирает, отходит в мир иной?); «Годы идут, а Бетховен не слышит» (не слышит данный звук или лишён слуха?).
Как видим, ошибки, связанные с нарушением лексических норм, разнообразны. Надо их избегать, чтобы правильно и точно выражать свои мысли.
Один раз в поле волк учуял запах скотины и пошёл за запахом. Запах увеличивался . И вот волк встретил зайца. Заяц ему говорит : Не надо есть меня! У меня есть семья, я могу тебе ! Волк говорит и чем же ты мне будешь ? Ты же такой маленький! Заяц ему говорит я тебе пригожусь через 1 месяц! Пока волк думал как же заяц ему , заяц убежал в нору месяц волк пошёл в лес на охоту но не тут то было волк наступил на леску а леска сработала и на волка упала сеть …
Заяц побежал на к волку перегрыз своими зубами веревку и волка волк сказал тебе заяц ! Ты меня выручил , хоть ты такой маленький но очень добр ко мне ! Я не буду трогать твою семью и твоих детей !
Лексические нормы современного русского языка
Лексические нормы (нормы словоупотребления) — это нормы, определяющие правильность выбора слова, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке (играет роль, имеет значение и ни в коем случае не наоборот). Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности. Их нарушение приводит к ошибкам: Раскольников волочил жалкое существование. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками. При проверке сочинений подобные ошибки, как правило, относят к речевым и, согласно критериям оценивания задания с развёрнутым ответом, если подобных ошибок не допущено или допущено не более одной, то экзаменуемый получает два , если допущено 2−3 ошибки — один , если ошибок более трёх — ноль .
К числу наиболее часто встречающихся в сочинениях выпускников ошибок относится употребление слова в несвойственном ему значении: «промышленные потребности людей» (речь идёт о материальных потребностях); «воспитывать в человеке с самого детства честь (в значении «уважение») к себе и другим людям»; «примером хоть какой-то задумчивости (=размышлений) о чужих жизнях» (а задумчивость — это состояние); «нашли в крови запрещенные аппараты» (имеются в виду, конечно же, препараты); «каждый должен быть фанатичен (в смысле «предан») своему делу»; «брали в заложники врагов» (врагов, как известно, берут в плен, а заложник — «лицо, насильственно задержанное в обеспечение выполнения каких-либо обязательств или требований государством или организацией, к которым данное лицо принадлежит»).
Следует также указать на те случаи, когда выбор слова не соответствует коммуникативному замыслу пишущего: «автор переживает за него, ему мерзко, когда его пытают и всячески пытаются сломить его дух» (мерзко — отвратительно, гадко, скверно; данным словом нельзя передать негодование автора, вызванное обращением с пленным); «нет, мужество, несомненно, играет очень важную роль в жизни человека, но оно не производит такого ажиотажа, как раньше» (слово «ажиотаж» со значением «сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг какого-либо дела» неуместно, когда речь идет об оценке человеческих качеств). Необходимо вырабатывать навык точно выражать свои мысли, при необходимости обращаться к словарям, а не полагаться на примерное представление о значении слова.
Ошибки могут быть связаны с неуместным употреблением оборотов разговорной речи («жизнь она у нас одна»; «сейчас в этом мире каждый за себя любимого»; «без разницы, к кому ты попал в плен»), а также жаргонной и просторечной лексики: «стоило только вывести активного деятеля на улочки родного Парижа, как он тут же сдал своих со всеми потрохами»; «герой повести Мечик… сбежал, подставив своих боевых товарищей»; «и обязательно найдется такой крысёныш, который будет сливать всю информацию конкурентам».
Часто встречаются также ошибки, связанные с повтором однокоренных слов: «открыли великие открытия», «защищать беззащитных», «против противника», «переломить эту черную силу не каждому под силу», «проблема малодушия человеческой души».
Распространенными являются ошибки, связанные со смешением паронимов: «наши соотечественники не упали духом» (пали); «автор восхищается мужеством, решимостью и терпимостью пленника» (терпением); «нашли сломать его дух» (сломить); «за все мучения тебе воссоздастся в будущем» (воздастся), — а также неправильным выбором слова из синонимического ряда: «ощущает на себе все ужасы войны» (испытывает), «медсестра на фронте лечила раненых» (оказывала ).
Ещё один вид ошибок — нарушение лексической сочетаемости: «сделал великодушный поступок» (совершил); «сумел красиво поставить проблему всех времён» (поднять проблему, привлечь внимание к проблеме); «подчёркивают свой талант» (гордятся талантом).
Нарушением лексических норм следует считать явление избыточности: «встретить нравственно порядочных людей» (порядочный — честный, заслуживающий уважения и, безусловно, нравственный человек); «зачем лишаться самого единственного в жизни» (значение слова «единственный» не допускает подобного употребления).
Допускаются ошибки и при непродуманном использовании многозначных слов и омонимов: «После тяжёлого приступа больной начал отходить» (больному стало легче или он умирает, отходит в мир иной?); «Годы идут, а Бетховен не слышит» (не слышит данный звук или лишён слуха?).
Как видим, ошибки, связанные с нарушением лексических норм, разнообразны. Надо их избегать, чтобы правильно и точно выражать свои мысли.
Один раз в поле волк учуял запах скотины и пошёл за запахом. Запах увеличивался . И вот волк встретил зайца. Заяц ему говорит : Не надо есть меня! У меня есть семья, я могу тебе ! Волк говорит и чем же ты мне будешь ? Ты же такой маленький! Заяц ему говорит я тебе пригожусь через 1 месяц! Пока волк думал как же заяц ему , заяц убежал в нору месяц волк пошёл в лес на охоту но не тут то было волк наступил на леску а леска сработала и на волка упала сеть …
Заяц побежал на к волку перегрыз своими зубами веревку и волка волк сказал тебе заяц ! Ты меня выручил , хоть ты такой маленький но очень добр ко мне ! Я не буду трогать твою семью и твоих детей !