Важнейшая функция языка — это общение. Выполнять эту его главнейшую роль позволяет синтаксис, именно в области синтаксиса возникает момент сообщения, коммуникации. Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетании и предложении, называется синтаксисом. Основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение. Предложение выполняет коммуникативную функцию, т. е. служит для сообщения, вопроса или побуждения, иными словами, для общения. В отличие от предложения, словосочетание служит для конкретизации названий предметов, действий, признаков.
Например: белая береза, молодая береза, зеленая береза и т. д. Группа тесно связанных по смыслу и грамматически предложений образует сложное синтаксическое целое. Таким образом, в синтаксисе изучаются словосочетания, предложения (простые и сложные) и сложное синтаксическое целое.
Синтаксис словосочетания устанавливает правила сочетаемости слов. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как той или иной части речи. Например, словосочетания типа ранняя весна возможны потому, что существительное как часть речи присоединять прилагательное, подчиняя его себе, а прилагательное, как согласуемая часть речи, может принимать форму, диктуемую именем существительным (род, число, падеж). Такой вид связи называется согласование. Словосочетания типа читать книгу, разговаривать с другом опираются на грамматические свойства глагола как части речи подчинять себе имена существительные. Этот вид связи называется управление.
В некоторых случаях связь в словосочетаниях определяется смыслом и порядком слов. Такой вид связи называется примыкание. Виды синтаксической связи в предложений шире, разнообразнее, чем в словосочетании. Различаются простые и сложные предложения. В простом предложений один грамматический центр, одна грамматическая основа, в сложном — не менее двух. Синтаксис изучает также связи частей сложного предложения: сочинительную и подчинительную, интонацию как средство связи частей сложного предложения.
Лексика — это совокупность слов того или иного языка. Словарный состав русского языка (его лексическое богатство) насчитывает десятки тысяч слов. В словарных запасах воплощены процессы и результаты познавательной деятельности человека, отражено развитие культуры народа.
Человек не в состоянии знать все слова родного языка, но, чем богаче и разнообразнее его словарный запас, тем легче ему пользоваться языком, тем точнее, понятнее он может выражать свои мысли. Лексическая система русского языка изменчива, подвижна, динамична. Одни слова уходят вместе с той реалией, которую они обозначали, или заменяются другими (слово шея заменило «выю», рука — «десницу»). В нашей жизни появляются новые предметы, возникают новые понятия, и это влечет потребность в их назывании. Так рождаются новые слова.
Словарный запас русского языка обогащается разными путями, важнейший из них – словообразование, т. е. По-явление новых слов путем конструирования их из имеющихся в языке морфем по известным моделям.
Широко распространен появления новых слов путем развития у уже существующих нового значения (семантическая деривация): слово ракушка стало обозначать гараж, баран — ручное сверло, башмаки — это еще и шины, словом челнок называют лицо определенного рода занятий и т. д. Определенная часть слов появляется в результате заимствований из других языков. Этот процесс очень активизировался в последние годы в связи с многочисленными зарубежными контактами. Примеры: ваучер, лизинг, брокер, клиринг, бартер, дилер, инвестиции и т. д.
Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (бежать, убежать, рубить, отрубить, спать, заснуть и т. д.).
Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки (зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища).
Перечисленные выше значения глагола имеются и у слов других частей речи, в частности у существительных и прилагательных. Ср.: бьют часы кремлевской башни — бой часов кремлевской башни, ходил конем — ход конем, читал книгу — чтение книги, строят объект — строительство объекта, лицо краснеет — лицо его постепенно становится красным и т. д. Почему же слова бьют, ходил, читал, строят, краснеет относятся к глаголу, а бой, ход, чтение, строительство, красный — к другим частям речи?
В отличие от других частей речи глагол, называя действие, состояние, признак, количество, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, указывает, во-первых, на производителя, деятеля (субъекта) — кто-то или что-то ходит, читает, бьет, краснеет, во-вторых, на время совершения действия (бьют, ходил, читал). В-третьих, глагол располагает такими формами, которые позволяют оценивать действие, состояние, признак как реальное или только желаемое, возможное: удвоим, удвойте, удвоили бы; строим, стройте, строили бы.
Таким образом, глагол — часть речи, обозначающая действие или состояние в его отношении к лицу, времени и наклонению.
Морфологические признаки глагола – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Кроме того, глаголы имеют спряжение, могут быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, могут указывать на вид.
Глагол — самая «богатая» часть речи. Каждый глагол имеет целую систему форм, ср.: читать—читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают—читал, читала, читали—буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать — читай, читайте, читал бы—читающий, читавший, читаемый, читанный—читая.
Одни глагольные формы относятся к спрягаемым, другие — к неспрягаемым. Неспрягаемыми являются инфинитив, причастие и деепричастие, все остальные включаются в группу спрягаемых (формы лица, времени, наклонения).
Важнейшая синтаксическая функция глагола — быть сказуемым. Основные формы глагола (формы лица, времени и наклонения) употребляются исключительно в роли сказуемого, поэтому их называют предикативными (предикат—сказуемое).
Из всех глагольных форм только инфинитив может быть любым членом предложения и сказуемым в том числе.
Все глагольные формы сочетаются с существительными — управляют существительными, «требуют» существительное в определенном падеже (с предлогом или без предлога). Ср.: упрашивать товарища, подойти к товарищу, говорить о товарище; говорю (говорил, буду говорить, говори, говорил бы, говорящий, говоривший, говоря) о товарище.
Глагол имеет и словообразовательные признаки, отличающие его от других частей речи. Так, глаголы активно образуются с приставок (для образования слов других частей речи этот используется менее активно). У глагола есть «свои» суффиксы: -а- (обедать), -ну- (крикнуть), -ся (приводниться) и др.
Например: белая береза, молодая береза, зеленая береза и т. д. Группа тесно связанных по смыслу и грамматически предложений образует сложное синтаксическое целое. Таким образом, в синтаксисе изучаются словосочетания, предложения (простые и сложные) и сложное синтаксическое целое.
Синтаксис словосочетания устанавливает правила сочетаемости слов. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как той или иной части речи. Например, словосочетания типа ранняя весна возможны потому, что существительное как часть речи присоединять прилагательное, подчиняя его себе, а прилагательное, как согласуемая часть речи, может принимать форму, диктуемую именем существительным (род, число, падеж). Такой вид связи называется согласование. Словосочетания типа читать книгу, разговаривать с другом опираются на грамматические свойства глагола как части речи подчинять себе имена существительные. Этот вид связи называется управление.
В некоторых случаях связь в словосочетаниях определяется смыслом и порядком слов. Такой вид связи называется примыкание. Виды синтаксической связи в предложений шире, разнообразнее, чем в словосочетании. Различаются простые и сложные предложения. В простом предложений один грамматический центр, одна грамматическая основа, в сложном — не менее двух. Синтаксис изучает также связи частей сложного предложения: сочинительную и подчинительную, интонацию как средство связи частей сложного предложения.
Лексика — это совокупность слов того или иного языка. Словарный состав русского языка (его лексическое богатство) насчитывает десятки тысяч слов. В словарных запасах воплощены процессы и результаты познавательной деятельности человека, отражено развитие культуры народа.
Человек не в состоянии знать все слова родного языка, но, чем богаче и разнообразнее его словарный запас, тем легче ему пользоваться языком, тем точнее, понятнее он может выражать свои мысли. Лексическая система русского языка изменчива, подвижна, динамична. Одни слова уходят вместе с той реалией, которую они обозначали, или заменяются другими (слово шея заменило «выю», рука — «десницу»). В нашей жизни появляются новые предметы, возникают новые понятия, и это влечет потребность в их назывании. Так рождаются новые слова.
Словарный запас русского языка обогащается разными путями, важнейший из них – словообразование, т. е. По-явление новых слов путем конструирования их из имеющихся в языке морфем по известным моделям.
Широко распространен появления новых слов путем развития у уже существующих нового значения (семантическая деривация): слово ракушка стало обозначать гараж, баран — ручное сверло, башмаки — это еще и шины, словом челнок называют лицо определенного рода занятий и т. д. Определенная часть слов появляется в результате заимствований из других языков. Этот процесс очень активизировался в последние годы в связи с многочисленными зарубежными контактами. Примеры: ваучер, лизинг, брокер, клиринг, бартер, дилер, инвестиции и т. д.
Глагол - самая "богатая" часть речи
Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (бежать, убежать, рубить, отрубить, спать, заснуть и т. д.).
Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки (зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища).
Перечисленные выше значения глагола имеются и у слов других частей речи, в частности у существительных и прилагательных. Ср.: бьют часы кремлевской башни — бой часов кремлевской башни, ходил конем — ход конем, читал книгу — чтение книги, строят объект — строительство объекта, лицо краснеет — лицо его постепенно становится красным и т. д. Почему же слова бьют, ходил, читал, строят, краснеет относятся к глаголу, а бой, ход, чтение, строительство, красный — к другим частям речи?
В отличие от других частей речи глагол, называя действие, состояние, признак, количество, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, указывает, во-первых, на производителя, деятеля (субъекта) — кто-то или что-то ходит, читает, бьет, краснеет, во-вторых, на время совершения действия (бьют, ходил, читал). В-третьих, глагол располагает такими формами, которые позволяют оценивать действие, состояние, признак как реальное или только желаемое, возможное: удвоим, удвойте, удвоили бы; строим, стройте, строили бы.
Таким образом, глагол — часть речи, обозначающая действие или состояние в его отношении к лицу, времени и наклонению.
Морфологические признаки глагола – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Кроме того, глаголы имеют спряжение, могут быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, могут указывать на вид.
Глагол — самая «богатая» часть речи. Каждый глагол имеет целую систему форм, ср.: читать—читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают—читал, читала, читали—буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать — читай, читайте, читал бы—читающий, читавший, читаемый, читанный—читая.
Одни глагольные формы относятся к спрягаемым, другие — к неспрягаемым. Неспрягаемыми являются инфинитив, причастие и деепричастие, все остальные включаются в группу спрягаемых (формы лица, времени, наклонения).
Важнейшая синтаксическая функция глагола — быть сказуемым. Основные формы глагола (формы лица, времени и наклонения) употребляются исключительно в роли сказуемого, поэтому их называют предикативными (предикат—сказуемое).
Из всех глагольных форм только инфинитив может быть любым членом предложения и сказуемым в том числе.
Все глагольные формы сочетаются с существительными — управляют существительными, «требуют» существительное в определенном падеже (с предлогом или без предлога). Ср.: упрашивать товарища, подойти к товарищу, говорить о товарище; говорю (говорил, буду говорить, говори, говорил бы, говорящий, говоривший, говоря) о товарище.
Глагол имеет и словообразовательные признаки, отличающие его от других частей речи. Так, глаголы активно образуются с приставок (для образования слов других частей речи этот используется менее активно). У глагола есть «свои» суффиксы: -а- (обедать), -ну- (крикнуть), -ся (приводниться) и др.