Речевая агрессия – сложное, многоаспектное явление, существует две основные точки зрения на природу человеческой агрессивности:
– биологический подход, определяющий агрессию как врожденное, генетически обусловленное качество человека (теория влечений, этологическая концепция);
– социальный подход, рассматривающий агрессию как приобретаемое в процессе социализации (бихевиоризм) или ситуативное (фрустрационная теория) поведение.
Будучи специфической человеческой деятельностью или формой поведения, вербальная агрессия должна контролироваться во всех ее проявлениях как в повседневном, бытовом общении, так и в профессиональной речи, и прежде всего – педагогическом общении.
Как же противостоять речевой агрессии, если в общении она уже проявилась?
Игнорирование – один из эффективных в таком случае, когда ситуация не переходит в открыто обидное, неприемлемое общение. «На гнилое слово держи ухо глухо» – гласит по этому поводу пословица. У обидчика игнорирование вызывает нарушение его сценария, запал пропадает, негатив медленно, но улетучивается.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, профессия которого предполагает повышенную ответственность за свои речевые действия, – особенно необходимая.
Изучение правил и норм речевого этикета – мощный защитный механизм против агрессии. Важность «хороших манер» заключается также и в том, что они объединению участников общения, достижению взаимопонимания и согласия.
Итак, необходимо помнить: наша речь должна быть образцовой не только с точки зрения норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения!
1. Налетавшие порывы ветра со свистом поднимали с земли целые груды засохших листьев; несколько крупных капель брызнуло мне в лицо. (одновременность действий; порядок следования частей и возможность их перестановки) (Гайд.) 2. Сейчас мы были счастливы, но молчали, потому что восторг не терпит никаких возгласов и внешнего выражения. (отношения причинные, подчинительный союз) (Пауст.) 3. Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. (временные, последовательность действий; сочинительный союз) (Пришв.) 4. Едва мы кончили и он (Федька) сложил книги и тетради, собираясь бежать домой, как внезапно хлынул проливной дождь. (временные; подчинительный союз) (Гайд.) 5. Было около четырех часов пополудни,(1) а казалось,(2) будто наступили уже сумерки. (1 - противопоставление: противительный союз; 2 - пояснительные; подчинительный союз) (Арс.) 6. Полку, разумеется, пришлось поставить пока вдоль стены;(1) нелепо было бы ткнуть ее поперек,(2) хотя Кирилл сначала примерил,(3) как выйдет,(4) когда полок будет много. ( 1 - причинные; соотношение форм вида и времени глаголов-сказуемых; 2 - уступительные; подчинительный союз; 3 - пояснительные; союзное слово; 4 - временные; подчинительный союз) (Фед.) 7. Изжелта-красное солнце уже стояло низко над горизонтом,(1) и надо было торопиться непременно как можно скорее разыскать воду,(2) в которой и люди, и лошади очень нуждались. (1 - причинно-следственные; сочинительный союз; 2 - определительные; союзное слово) (Арс.)
Речевая агрессия – сложное, многоаспектное явление, существует две основные точки зрения на природу человеческой агрессивности:
– биологический подход, определяющий агрессию как врожденное, генетически обусловленное качество человека (теория влечений, этологическая концепция);
– социальный подход, рассматривающий агрессию как приобретаемое в процессе социализации (бихевиоризм) или ситуативное (фрустрационная теория) поведение.
Будучи специфической человеческой деятельностью или формой поведения, вербальная агрессия должна контролироваться во всех ее проявлениях как в повседневном, бытовом общении, так и в профессиональной речи, и прежде всего – педагогическом общении.
Как же противостоять речевой агрессии, если в общении она уже проявилась?
Игнорирование – один из эффективных в таком случае, когда ситуация не переходит в открыто обидное, неприемлемое общение. «На гнилое слово держи ухо глухо» – гласит по этому поводу пословица. У обидчика игнорирование вызывает нарушение его сценария, запал пропадает, негатив медленно, но улетучивается.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, профессия которого предполагает повышенную ответственность за свои речевые действия, – особенно необходимая.
Изучение правил и норм речевого этикета – мощный защитный механизм против агрессии. Важность «хороших манер» заключается также и в том, что они объединению участников общения, достижению взаимопонимания и согласия.
Итак, необходимо помнить: наша речь должна быть образцовой не только с точки зрения норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Следование правилам вежливости, учтивости позволяет избежать речевой агрессии в процессе общения!
1. Налетавшие порывы ветра со свистом поднимали с земли целые груды засохших листьев; несколько крупных капель брызнуло мне в лицо. (одновременность действий; порядок следования частей и возможность их перестановки) (Гайд.) 2. Сейчас мы были счастливы, но молчали, потому что восторг не терпит никаких возгласов и внешнего выражения. (отношения причинные, подчинительный союз) (Пауст.) 3. Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. (временные, последовательность действий; сочинительный союз) (Пришв.) 4. Едва мы кончили и он (Федька) сложил книги и тетради, собираясь бежать домой, как внезапно хлынул проливной дождь. (временные; подчинительный союз) (Гайд.) 5. Было около четырех часов пополудни,(1) а казалось,(2) будто наступили уже сумерки. (1 - противопоставление: противительный союз; 2 - пояснительные; подчинительный союз) (Арс.) 6. Полку, разумеется, пришлось поставить пока вдоль стены;(1) нелепо было бы ткнуть ее поперек,(2) хотя Кирилл сначала примерил,(3) как выйдет,(4) когда полок будет много. ( 1 - причинные; соотношение форм вида и времени глаголов-сказуемых; 2 - уступительные; подчинительный союз; 3 - пояснительные; союзное слово; 4 - временные; подчинительный союз) (Фед.) 7. Изжелта-красное солнце уже стояло низко над горизонтом,(1) и надо было торопиться непременно как можно скорее разыскать воду,(2) в которой и люди, и лошади очень нуждались. (1 - причинно-следственные; сочинительный союз; 2 - определительные; союзное слово) (Арс.)
Объяснение: