сделайте мне надо в 19:00 сдавать Выпишите из текста «Культурное наследие Азербайджана» выделенное пред-
ложение, сделайте синтаксический разбор. К какому глаголу относится деепри-
частие? Употребляется ли это деепричастие с зависимым словом, или оно в
предложении одиночное? Вспомните, как называется причастие с зависимым
словом? Как оно выделяется на письме? Каким членом предложения являет-
ся? Сравните с деепричастием. Сделайте вывод.
Проведите наблюдение: в каких случаях деепричастие выделяется запятыми?
1) Решив задачу, мальчик стал слушать музыку. 2) Мальчик, решив задачу,
стал слушать музыку. 3) Мальчик стал слушать музыку, решив задачу.
малина
м(м)- согл., сонор., зв., тв.
а(а)- глас., безудар.
л(л)- согл., зв., сонор., мягк.
и(и)- глас., удар.
н(н)- согл., зв., сонор., тв.
а(а)- глас., безудар.
6б., 6зв., 3 слога.
смородина
с(с)- согл., глух., тв.
м(м)- согл., сонор., зв., тв.
о(а)- глас., безудар.
р(р)- согл., зв., сонор., тв.
о(о)- глас.,удар.
д(д)- согл., зв., мягк.
и(и)- глас., безудар.
н(н)- согл., сонор., зв., тв.
а(а)- глас., безудар.
9б., 9зв., 4 слога.
ежевика
е(й)- согл., зв., сонор., мягк.
(э)- глас., безудар.
ж(ж)- согл., зв., мягк.
е(э)- глас., безудар.
в(в)- согл., зв., мягк.
и(и)- глас., удар.
к(к)- согл., глух., тв.
а(а)- глас., безудар.
7б., 8зв., 4 слога.
ягода
я(й)- согл., зв., сонор., мягк.
(а)- глас., удар.
г(г)- согл., тв., зв.
о(а)- глас., безудар.
д(д)- согл., зв., тв.
а(а)- глас., безудар.
5б., 6зв.,3 слога.
Например:
“Как обойтись бы без числа наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
Что такое – имя числительное и зачем оно нужно?
Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т. д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают особым словом – числительным.
Если бы их не было, то не придумали бы математику (не было бы её вовсе) , а там, глядишь, и физики, и химии, и географии бы не стало. Вот жизнь была бы у школьников!
Или возьмем время. Зачем его нужно отсчитывать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? !
Нет, на свою голову придумали обозначить всё: время, деньги и многое другое. Мы шутим, т. к. уверены. Что вы так не думаете. В языке всё важно, всё нужно, всё интересно.
Каждое числительное обозначает свое число (один, два, восемь, сто двадцать три и т. д.) , а также порядок предметов при счете (первый, второй, двадцатый и т. д. )
На письме слова-числа часто заменяют цифрами. Цифры гораздо удобнее, чем слова: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значения цифр. Но как бы ни удобны были цифры, в устной речи люди пользуются только словами.
Кстати, а какая разница между числом и цифрой? Такая же, как между звуком и буквой? Не совсем. “Число, – читаем мы в толковом словаре С. Ожегова, – понятие количества, величина, при которой производится счёт”. “Цифра – знак, обозначающий число”.
Числительные совмещают признаки существительного и прилагательного.
Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам) .
Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот “счетных слов” не так уж и много. Как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество других.
Вот, например, числительное шестнадцать. Оно образовано от числительного шесть. От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать.
Так что считай себе да считай, числительных для любых чисел хватит”.
Подобная беседа вызывает у школьников живой интерес к цифрам, к изучению слов, обозначающих количество. После беседы учащимся можно предложить привести примеры “радостных”, “грустных” цифр, связанных со школьной жизнью, и в соответствии с темой урока (“Общее понятие о числительном”) определить группу названных числительных по значению (количественные и порядковые) .
Интерес учащихся к статистике, цифре нужно поддерживать на протяжении всего изучения числительных, тогда грамматические сведения, которые нужно усвоить для правильного употребления числительных, будут восприниматься школьниками как необходимое звено в овладении жизненно важным навыком. Этого можно достигнуть специальным подбором текстов, а также особыми заданиями, требующими понимания усвоения навыка правильного употребления числительных, сочетаемости их с другими частями речи. Чтение таких текстов учащимся повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.