•В корнях заимствованных слов после гласных Е и И пишется Е: пациент, фиеста гиена, иероглиф, ингредиент, реестр, клиент, гиена. Исключение: риэлтор.
•В корнях заимствованных слов после гласных А, О, У пишется Э: дуэль, алоэ, каноэ, фаэтон, силуэт, поэт, коэффициет. Исключения: проект, траектория.
•В начале заимствованных слов а также в именах собственных пишется Э: Сэм, эклер, Эверест, эксцесс, Эсхил, Рэмбо. Исключения: Тейлор, Дантес.
•В сложных словах и после приставок в заимствованных словах пишется Э: пяти/этажный, мини/экономика, по/этапно, суб/экваториальный, трех/элементный, сверх/экономный, по/этому.
• Написание Э и Е после согласных в заимствованных словах нужно сверять по словарю: сэр, геенна, мэр, безе, шоссе, варьете, реестр, пенсне, партер.
Объяснение: егоза и ежевика являются исконно рускими словами.
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Графически объясните написания. Выделите обороты, над обобщающим слово надпишите "обобщ.слово".
Текст 1
Белую ночь мы встреча..м в стари(н,нн)ой келье монастыря на Соловках. (4) Свет сочит..ся в два (не)больших окна одно из которых гл..дит на запа(д/т) на море. Всюду тишина во дворе монастыря и внутри келий. Всё кажет..ся спит на остров.. лиш.. одна белая ночь сия..т. Оч..рованием пропита(н,нн)ы розовое небо на северо(западе) и пурпурные контуры дальних туч.. вздыма..щ..хся за гор..зонтом и ж..мчужные ч..шуйки лёгких обл.ков. Морской ветер влетая (3) в окно ра(з/с)текает..ся (2) по келье пря(н,нн)ым запахом водор..слей. Нельзя (н..)насл..дит..ся такой ноч..ю!
Тихо выход..м. За воротами поворач..ваем (на)право и идём (с)начала (в)доль озера а (за)тем лесом — к морю.
Чайки похожие на (не)ра(з/с)та..вшие льдинки спят на воде. Море как стекло. В его зеркальности отраже(н,нн)ы и клюкве(н,нн)ая полоса на гор..зонте и облака и мокрые ч..рные камни.
2. Выполните разборы: под цифрой 2 - морфемный и словообразовательный, под 3 - морфологический, 4- синтаксический разбор предложения.
3. Выполните тестовую часть. Напишите номер задания и правиьные варианты ответа.
1. (1) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. (2)Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. (3)В поисках пищи приходится шагать им по глубокому снегу в юго-восточном направлении. (4)Трудно искать пищу зимой!
(5)Весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Снег захрустел (предложение 1)
2) Это пробираются (предложение 2)
3) Им приходится (предложение 3)
4) Трудно (предложение 4)
5) Весна (предложение 5)
2. (1)Глобальный экологический кризис, обусловленный вмешательством человека в природные процессы, представляет опасность для жизни на Земле. (2)Чтобы справиться с ним, нам необходимо осознать, что глобальная экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека. (3)Мы нуждаемся в создании эффективного природоохранного законодательства, которое выступит гарантом светлого и зелёного будущего нашей планеты. (4)Ключевым элементом в борьбе с экологическим кризисом является также поиск грамотных и действенных научно-технических решений, так как развитие цивилизации неминуемо загрязнению среды обитания. (5)У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным согласованным определением.
2) В предложении 2 четыре грамматические основы.
3) В предложение 3 одна из грамматических основ "которое выступит гаратном".
4) Сказуемое в первой части сложного предложения 4 составное именное.
5) В предложении 5 три грамматические основы.
, наиболее интересная особенность дельфинов — их общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.
5) Грамматическая основа предложения 5 — особенность стала.
•В корнях заимствованных слов после гласных Е и И пишется Е: пациент, фиеста гиена, иероглиф, ингредиент, реестр, клиент, гиена. Исключение: риэлтор.
•В корнях заимствованных слов после гласных А, О, У пишется Э: дуэль, алоэ, каноэ, фаэтон, силуэт, поэт, коэффициет. Исключения: проект, траектория.
•В начале заимствованных слов а также в именах собственных пишется Э: Сэм, эклер, Эверест, эксцесс, Эсхил, Рэмбо. Исключения: Тейлор, Дантес.
•В сложных словах и после приставок в заимствованных словах пишется Э: пяти/этажный, мини/экономика, по/этапно, суб/экваториальный, трех/элементный, сверх/экономный, по/этому.
• Написание Э и Е после согласных в заимствованных словах нужно сверять по словарю: сэр, геенна, мэр, безе, шоссе, варьете, реестр, пенсне, партер.
Объяснение: егоза и ежевика являются исконно рускими словами.
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Графически объясните написания. Выделите обороты, над обобщающим слово надпишите "обобщ.слово".
Текст 1
Белую ночь мы встреча..м в стари(н,нн)ой келье монастыря на Соловках. (4) Свет сочит..ся в два (не)больших окна одно из которых гл..дит на запа(д/т) на море. Всюду тишина во дворе монастыря и внутри келий. Всё кажет..ся спит на остров.. лиш.. одна белая ночь сия..т. Оч..рованием пропита(н,нн)ы розовое небо на северо(западе) и пурпурные контуры дальних туч.. вздыма..щ..хся за гор..зонтом и ж..мчужные ч..шуйки лёгких обл.ков. Морской ветер влетая (3) в окно ра(з/с)текает..ся (2) по келье пря(н,нн)ым запахом водор..слей. Нельзя (н..)насл..дит..ся такой ноч..ю!
Тихо выход..м. За воротами поворач..ваем (на)право и идём (с)начала (в)доль озера а (за)тем лесом — к морю.
Чайки похожие на (не)ра(з/с)та..вшие льдинки спят на воде. Море как стекло. В его зеркальности отраже(н,нн)ы и клюкве(н,нн)ая полоса на гор..зонте и облака и мокрые ч..рные камни.
2. Выполните разборы: под цифрой 2 - морфемный и словообразовательный, под 3 - морфологический, 4- синтаксический разбор предложения.
3. Выполните тестовую часть. Напишите номер задания и правиьные варианты ответа.
1. (1) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. (2)Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. (3)В поисках пищи приходится шагать им по глубокому снегу в юго-восточном направлении. (4)Трудно искать пищу зимой!
(5)Весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Снег захрустел (предложение 1)
2) Это пробираются (предложение 2)
3) Им приходится (предложение 3)
4) Трудно (предложение 4)
5) Весна (предложение 5)
2. (1)Глобальный экологический кризис, обусловленный вмешательством человека в природные процессы, представляет опасность для жизни на Земле. (2)Чтобы справиться с ним, нам необходимо осознать, что глобальная экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека. (3)Мы нуждаемся в создании эффективного природоохранного законодательства, которое выступит гарантом светлого и зелёного будущего нашей планеты. (4)Ключевым элементом в борьбе с экологическим кризисом является также поиск грамотных и действенных научно-технических решений, так как развитие цивилизации неминуемо загрязнению среды обитания. (5)У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным согласованным определением.
2) В предложении 2 четыре грамматические основы.
3) В предложение 3 одна из грамматических основ "которое выступит гаратном".
4) Сказуемое в первой части сложного предложения 4 составное именное.
5) В предложении 5 три грамматические основы.
, наиболее интересная особенность дельфинов — их общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.
5) Грамматическая основа предложения 5 — особенность стала.
Объяснение: