Сформулируйте проблему (1)неприятности в школе, нежелание учиться, плохие отметки – всё происходит большей частью оттого, что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотим думать, потому что думать тяжело. (2)умственный труд тяжелее , человек быстрее устаёт, да и результаты не всегда налицо. (3)когда копают канаву или точат детали, то хорошо ли мы работали, плохо ли, а всё же что-то сделали, что-то есть после нашей работы, что-то изменилось. (4)но можно продумать день, два, три, год и ничего не придумать, всё впустую, словно и не работал, не трудился. (5)можно просидеть над три часа и не решить её, так что начинает казаться, что и нечего было сидеть. (6)умственный труд, в отличие от , часто не приносит никаких результатов, несмотря на все наши старания и даже несмотря на умение. (7)конечно, школьный умственный труд не бывает слишком тяжёлым. (8)учителя выбирают такие , чтобы они были по силам школьникам, чтобы их можно было выполнить. (9)для каждого возраста, для каждого класса – свой потолок трудности. (10)но некоторые не выдерживают и этой небольшой нагрузки и, ещё не успев надорваться, перестают думать – перестают заниматься умственным трудом. (11)они ходят в школу, что-то отвечают, что-то делают, но каждый раз, когда надо приложить умственные усилия, они пасуют. (12)или cпишут , или ещё как-нибудь обойдутся. (13)постепенно они совсем отвыкают думать, и вот тогда-то учение и становится настоящим мучением, адом. (14)маетой. (15)учение без умственного труда, без думания, невозможно, оно нестер- пимо скучно. (16)а кто постепенно разовьёт в себе это главное человеческое умение – умение думать, кто приучит себя думать, у кого появится лучшая из лучших привычек – привычка всегда, постоянно думать, тот будет учиться с увлечением. (17)потому что умственный труд, как никакой другой, сам в себе таит радость и обладает замечательным свойством: чем больше работаешь умом, тем больше работать хочется.