Схема лингвостилистического анализа текста.
1. Определите микротему;
2. Выделите ключевые слова и словосочетания;
3. Укажите строение текста (зачин, срединная часть, концовка);
4. Определите виды связи предложений в тексте;
5. Укажите языковые средства выразительности;
6. Назовите стиль языка и тип речи;
7. Сформулируйте идею текста (основная мысль)?
Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.
Однако в свежем воздухе чувствовалась примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто от чего-то.
Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом.
1. И тут я поняла, что моя гостья просто не в силах оторваться от меда: она прилипла к нему.
Что – союз, членом предложения не является
Схема: [– =], (что – =): [– =).
2. Я поняла, что моя фея больше похожа на пупсика, чем на утонченную красавицу, которых обычно изображают в книжках и мультфильмах.
Что – союз
Которых (местоимение) – союзное слово, в предложении является дополнением (подчёркиваем вот так: _ _ _ _)
3. Фенечка неожиданно легко подчинилась, перелетела на край подноса и взмахнула палочкой, которая легко коснулась стеклянного графинчика.
Который – союзное слово, в предложении является подлежащим (подчёркиваем одной линией)
4.Спичечный коробок, брошенный на столе, подпрыгнул, раскрылся, отчего оставшиеся спички стрелами понеслись по столу.
Отчего (наречие) – союзное слово, в предложении является обстоятельством (подчёркиваем вот так: _._._._._)
Схема: [–, |волнистая линия|, =, =], (отчего – =).
5.Лифт оказался совершенно свободным, так что мы беспрепятственно спустились на первый этаж.
Так что – союз
6. Несмотря на то, что Фенечка нещадно дергала меня за волосы, боясь грохота лифта, я старалась не обращать на нее внимания.
Несмотря на то, что – союз
7. Фенечка настолько испугалась, что теперь сидела тихо, вцепившись в ворот моей футболки.
Настолько ... что – союз
8. Я постоянно хвасталась своим многочисленным подругам, что все знаю о людях.
Что – союз
1. И тут я поняла, что моя гостья просто не в силах оторваться от меда: она прилипла к нему.
Что – союз, членом предложения не является
Схема: [– =], (что – =): [– =).
2. Я поняла, что моя фея больше похожа на пупсика, чем на утонченную красавицу, которых обычно изображают в книжках и мультфильмах.
Что – союз
Которых (местоимение) – союзное слово, в предложении является дополнением (подчёркиваем вот так: _ _ _ _)
3. Фенечка неожиданно легко подчинилась, перелетела на край подноса и взмахнула палочкой, которая легко коснулась стеклянного графинчика.
Который – союзное слово, в предложении является подлежащим (подчёркиваем одной линией)
4.Спичечный коробок, брошенный на столе, подпрыгнул, раскрылся, отчего оставшиеся спички стрелами понеслись по столу.
Отчего (наречие) – союзное слово, в предложении является обстоятельством (подчёркиваем вот так: _._._._._)
Схема: [–, |волнистая линия|, =, =], (отчего – =).
5.Лифт оказался совершенно свободным, так что мы беспрепятственно спустились на первый этаж.
Так что – союз
6. Несмотря на то, что Фенечка нещадно дергала меня за волосы, боясь грохота лифта, я старалась не обращать на нее внимания.
Несмотря на то, что – союз
7. Фенечка настолько испугалась, что теперь сидела тихо, вцепившись в ворот моей футболки.
Настолько ... что – союз
8. Я постоянно хвасталась своим многочисленным подругам, что все знаю о людях.
Что – союз