Схема синтаксического анализа простого предложения 1. Определить тип предложения по цели высказывания: повествова-тельное, вопросительное, побудительное.
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске: невос-клицательное, восклицательное.
3. Указать тип предложения по наличию предикативных единиц.
4. Определить тип предложения по составу: односоставное, двусо-ставное.
5. Определить тип односоставного предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитив-ное, номинативное, генитивное, вокативное.
6. Определить тип предложения по наличию/отсутствию второсте-пенных членов предложения: распространенное, нераспространенное.
7. Определить тип предложения по наличию/отсутствию необходи-мых членов структуры данного предложения: полное, неполное.
8. Определить тип предложения по наличию/отсутствию осложне-ния: осложненное, неосложненное. Для осложненных указать ослож-нения.
9. Разобрать предложение по членам предложения: назвать, под-черкнуть, дать характеристику, указать выражения (морфологизо-ванный или неморфологизованный член предложения, назвать, чем выра-жен).
10. Составить линейную схему предложения.
11. Сделать пунктуационный анализ.
Образец синтаксического анализа
Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства (К. Паустовский).
Это предложение:
1) повествовательное (по цели высказывания);
2) невосклицательное (по эмоциональной окраске);
3) простое (одна предикативная основа);
4) двусоставное (есть подлежащее и сказуемое);
5) распространенное (есть второстепенные члены предложения); полное (есть все члены структуры);
6) осложненное, осложнено однородными дополнениями и обособ-ленным определением.
(Что?) восприятие – подлежащее, морфологизованное, выраженное именем существительным в форме именительного падежа.
Восприятие (что такое?) дар – составное именное сказуемое: связка нулевая, именная часть – дар, морфологизованная, выражена именем суще-ствительным в форме именительного падежа.
Восприятие (чего?) жизни – косвенное дополнение, морфологизован-ное, выраженное именем существительным в форме родительного падежа.
Восприятие (чего?) окружающего – косвенное дополнение, морфоло-гизованное, выраженное субстантивированным причастием в форме роди-тельного падежа.
Восприятие (какое?) поэтическое – согласованное определение, мор-фологизованное, выраженное относительным именем прилагательным в форме именительного падежа, единственного числа, среднего рода.
Окружающего (какого?) всего – согласованное определение, морфоло-гизованное, выраженное определительным местоимением.
Окружающего (кого?) нас – прямое дополнение, морфологизованное, выраженное личным местоимением в форме винительного падежа.
Дар (какой?) величайший – согласованное определение, морфологизо-ванное, выраженное качественным именем прилагательным в форме имени-тельного падежа, единственного числа, мужского рода.
Дар (какой?) доставшийся нам от детства – согласованное определе-ние, морфологизованное, выраженное причастным оборотом.
Образец пунктуационного анализа
1. Запятая ставится между однородными дополнениями (жизни, окру-жающего), связанными бессоюзной связью, интонация перечислительная.
2. В этом предложении ставится тире, так как подлежащее (восприятие) и сказуемое (дар) выражены именем существительным.
3. Запятая ставится после определяемого слова (дар), выраженного именем существительным, перед обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
4бши Ащбщ4ббкбмщсщ1щщюл 31 31 31 шк 3 3 к 3 ко 3 клик 3 клыков зу 3 сөз жу зу зу зум к к зуу з за