I. организационный момент ii. ознакомление учащихся с темой, целью и урока iii. актуализация опорных знаний, умений и навыков ► прочитайте предложения и объясните знаки препинания в них. определите в первой части синонимы, а во второй антонимы. определите их стилистическую роль. выпишите два предложения с синонимами и одно предложение с антонимами. 1. пышно занимаются багровые зори когда весной (леся украинка). 2. пусть цветут пурпурные флаги, как сады, как весна молодая (в. сосюра). 3. гордится над водой червона калина (т. шевченко). 4. клепальник в багровому горне прозрачное железо жжет (г. бажан). 1. темная туча, а радуга ясная (леся украинка). 2. ласточка день начинает, а соловей кончает (пословица). 3. маленькая работа лучше большого безделья (пословица). 4. с новыми друзьями не забывай старых (пословица). iv. углубление знаний о фразеологизмы похоже, устоявшимся фразеологическим сочетанием свойственна широкая синонимия и антонімія, что обуславливает их значительные стилистические возможности. например, один на один один на один - один на один; бросить взгляд, бросить взглядом (синонимы). больше дела - меньше слов (антонимы). ► прочитайте фразеологизмы-синонимы. с одним из каждой группы составьте предложение и запишите. подчеркните члены предложения. каким членом предложения выступают фразеологизмы? разразился гневом, вскипеть гневом, воспылать гневом; ни рыба ни мясо, ни то ни се; невесть что, невесть что, невесть что, невесть что. ► прочитайте предложение. скажите, где чаще всего употребляются фразеологизмы - антонимы. запишите 1-2 предложения и подчеркните в выбранных вами пословицах как одном из разновидностей фразеологизмов антонимы. 1. труд человека кормит, а лень - портит. 2. работа учит, а лень мучает. 3. кто забывает о малой услуге, не стоит большого. v. формирование практических умений и навыков ► сгруппируйте фразеологизмы по синонимическими значениями в три группы. выпишите сначала первый ряд, затем второй и третий. как зайцу шпоры. сухая верба долго скрипит. кожа и кости. скрипучее дерево долго стоит. как прошлогодний снег. как сушеный гриб. как рыбе зонтик. лишь нос и глаза. как корове седло. скрипучее колесо дольше ходит. будто с креста снятый. ► среди представленных слов и фразеологических выражений являются синонимичные. объедините их в пять смысловых групп и запишите. объясните стилистическую роль фразеологизмов. ни взад ни вперед; на скорую руку; сам на сам; для годится; с деда-прадеда; спустя рукава; один на один; ни сюда ни туда; впопыхах; сроду; на скорую руку; для отвода глаз; с древних времен; ни так ни сяк; один на один; из древнего давна. ► фразеологические обороты замените синонимичными словами, представленными в справке. составьте несколько предложений с фразеологизмами и запишите. какими членами предложения выступают фразеологические сочетания? подчеркните их. высадить в воздух. не помня себя. вскипеть гневом. дым коромыслом. потерять сознание. мусолить глаза. от земли не видно. как рыба в воде. вывести на чистую воду. водить за нос. образец. потерять сознание, упасть в обморок. справка. розлютуватися. хорошо. дурить. взорвать. в беспамятстве. буча (смятение, беспорядок). надоедать. маленький. разоблачить. ► переложите на украинском языке, использовав материал, представленный в справке. составьте с отдельными фразеологизмами несколько (2-3) предложения. запишите их. объясните стилистическую роль устойчивых словосочетаний. ни в коем случае. что ни на есть лучший. ны в жизнь. не в добрый час. не будь зтого. не к месту. не по вкусу. не по правде. ни на миг. какой ни есть. справка. ни на мгновение. не по вкусу. если бы не это. щоякнайкращий. ни за что в мире. лиха. ни в каком случае (или в одном случае). не кстати. не по нраву. хоть бы там какой. ► введите в предложение фразеологизм со словом рука. запишите, объясните значение и роль каждого фразеологизма. носить на руках. не дрогнет рука. обеими руками (подписаться, ухватиться). опускаются руки. написано от руки. подать руку . под рукой (работать). приложить руку. права рука. ► перепишите предложения - крылатые выражения. дополните своими примерами. какую роль они играют в нашей речи? 1. все идет, все проходит и края нет (т. шевченко). 2. человек в футляре (а. чехов). 3. оно, конечно, александр македонский - герой, но для кого же стулья ломать (г. гоголь). 4. стою, как скала, непоколебим (п. тычина). 5. сидение между двумя стульями (г. салтыков-щедрин). 6. чувство единой семьи (п. тычина). vi. систематизация и обобщение усвоенного материала ► какие особенности лексики свойственны фразеологізмам? ► примеры фразеологизмов - синонимов и антонимов.
Лист – у тетради и у растения Месяц – в календаре; на небе Ключ – скрипичный; от двери; горный; гаечный Горн – кузнечный; духовой инструмент Конь – животное; шахматная фигура, Лента – на бескозырке у моряка; бумажная; бант в косе; новостная в газете Дробь – барабанная; математическая; ружейная Мушка – насекомое; прицел в винтовке, Ствол – у дерева; у винтовки, Конек – морской; украшение на избе; на катке; на сцене Вал – земляной; девятый; металлическая деталь Рукав – у реки; у одежды Тур – баран; в шахматах Челнок – лодка; в швейной машине Клетка – птичий домик; строение тела Баланс – бухгалтерский; в гимнастике Знак – дорожный; символ Лук – оружие; растение Фига – растение; кукиш Дисциплина – воспитание; школьный предмет Раздел – снял одежду; глава в книге Надуть – обмануть; наполнить воздухом Петрушка – занятная история; растение Брак – некачественная работа; свадьба Бродить – закисать (о жидкости) ; ходить без цели Глава – самый главный; голова; раздел в книге Ласка – доброта и нежность; животное Норка – жилье животного; животное Образование – усвоение знаний; организация чего-то нового Охота – когда очень хочется чего-то; на животных
Месяц – в календаре; на небе
Ключ – скрипичный; от двери; горный; гаечный
Горн – кузнечный; духовой инструмент
Конь – животное; шахматная фигура,
Лента – на бескозырке у моряка; бумажная; бант в косе; новостная в газете
Дробь – барабанная; математическая; ружейная
Мушка – насекомое; прицел в винтовке,
Ствол – у дерева; у винтовки,
Конек – морской; украшение на избе; на катке; на сцене
Вал – земляной; девятый; металлическая деталь
Рукав – у реки; у одежды
Тур – баран; в шахматах
Челнок – лодка; в швейной машине
Клетка – птичий домик; строение тела
Баланс – бухгалтерский; в гимнастике
Знак – дорожный; символ
Лук – оружие; растение
Фига – растение; кукиш
Дисциплина – воспитание; школьный предмет
Раздел – снял одежду; глава в книге
Надуть – обмануть; наполнить воздухом
Петрушка – занятная история; растение
Брак – некачественная работа; свадьба
Бродить – закисать (о жидкости) ; ходить без цели
Глава – самый главный; голова; раздел в книге
Ласка – доброта и нежность; животное
Норка – жилье животного; животное
Образование – усвоение знаний; организация чего-то нового
Охота – когда очень хочется чего-то; на животных