1. «Сказка о царе Берендее»
«Сказка о мёртвой царевне»
2. Положительные герои - Молодая царевна, Королевич Елисей, Семь богатырей.
Нейтральные- Чернавка, Царь, Зеркало
Пёс Соколко
Отрицательные- Царица ( мачеха)
3. Экспозиция- смерть царицы. Женитьба царя
Завязка- слова зеркала о красоте царевны.
Развитие действия- жизнь в доме богатырей. Поиски царевны Елисеем
Кульминация- смерть царевны
Развязка- пробуждение молодой царевны
4. Прости я не знаю
5. Кот в сапогах, жар птица, золотой петушок, золотая рыбка, ( с лягушкой не помню как называется),(а ещё одну сказку я не знаю)
Объяснение:
Каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается с необходимостью
4
преодолевать те или иные риски: техногенные, природные, экологические, социальные,
профессиональные, политические и др. Рискогенна и человеческая коммуникация.
Исследование коммуникативных рисков – одна из важнейших проблем, которые ставят перед
собой лингвисты. Большую роль в преодолении любых рисков играет коммуникативная
компетентность говорящих, их делать правильный выбор языковых / речевых
средств, эффективно используя возможности языка[1].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Одной из самых рискогенных сфер является сфера неофициальной коммуникации и её
ядерная зона – семейное общение. Многочисленные риски, зафиксированные в этой сфере,
могут быть связаны с недостаточным уровнем коммуникативной компетентности членов
семьи или с их низким уровнем общей культурысм[1]. Но есть и такие факторы, которые
обусловлены самой спецификой семейного общения, например, его полиглоссностью
(наличием семейных «языков»); спаянностью речи с ситуацией, отсутствием у говорящих
особой заботы о форме выражения мысли; сниженным уровнем этикетности
Особенно заметно оно в использовании семейных вокативов: например, дети к
родителям, бабушкам или дедушкам обычно обращаются на ты, но в некоторых семьях
возможно и на вы, тогда как к ребёнку – только на ты. Свекровь к невестке обычно обращается
на ты и использует имя, нередко разговорное (Наташк, Наташка); невестки же, как
показывают наблюдения последних лет, всё чаще называют свекровь по имени-отчеству и
обращаются на вы. Во многих семьях в конфликтных ситуациях по отношению к ребёнку
5
могут использоваться пейоративные номинации: гад, паразит, идиот, говнюк, засранка и др.
В направлении ребёнок → родитель это не допускается. Нарушение этических норм в
использовании вокативов, безусловно, рискогенный фактор. Преодоление подобных рисков
связано с речевым самоконтролем адресанта и соблюдением этики общения.
Статусно-ролевое превосходство главы семьи или какого-либо члена, претендующего
на главенство, связано преимущественно с информационной и регулятивной стратегиями в
реализации общения. Коммуникативная стратегия адресанта предполагает реализацию ряда
тактик, направленных на достижение его речевых и неречевых целей. Достижение целей
является показателем эффективности речи. Эффективность же самого процесса общения мы
связываем с соблюдением в нём гуманистических принципов и культурой речи.
Информационная стратегия предполагает использование тактик заботы, участия и
контроля: в речи главы семьи (мужа или жены) наблюдается большое количество
вопросительных конструкций: Так / ты во сколько придёшь?; Рыбу купила?; Что тут этот
стакан делает?; Почему здесь не разобрали? Я же сказал здесь всё убрать и т.п. Нередко они
начинаются с регулятивного так: Так / Миша сегодня пылесосил? А почему?
Излишнее проявление заботы и контроля в семье часто воспринимается как вторжение
в личную сферу, как недооценка возрастного статуса адресата, его самостоятельности в
действиях или принятии решений, как недоверие. Из материалов интернет-форума: (невестка
о своей свекрови): (орфография и пунктуация сохранены)…у нее есть особенная черта
характера – уж очень она грубо говоря жадная..жадная на все...на еду, на внимание и самое
главное она хочет прибрать к рукам мою волю. Но мне 30 лет и я не могу постоянно
находиться под микроскопом...[5]; из материалов опроса студенток СГУ об их общении с
матерями: Она мало общается со мной, все сводится к критике, а когда все хорошо – так
никакого общения, тишина, типа так и должно быть; Не удовлетворяет несерьезность по
отношению ко мне, много заботы. Когда ей нужна относится как к взрослому, но
чаще как к глупому ребенку. Она относится ко мне как к ребенку на 100 процентов… еще у
меня есть брат ему 27 лет, так вот к нему она еще более как к ребенку относится. Эти
высказывания вскрывают ещё одну причину возможных коммуникативных рисков – роль
семейных устоев: во многих русских семьях родители опекают детей всю жизнь, и такая опека
нередко вносит дисгармонию в отношения.
Регулятивная стратегия предполагает использование императивных тактик. Для
утверждения ролевого превосходства члены семьи обычно прибегают к тактикам
самоутверждения, приоритета мнения: Я что сказала?! Убирай планшет!; Слушай меня
внимательно…; Ты меня слышишь?; Слушай меня внимательно!; Тебе всё понятно? Я тебя
спрашиваю / тебе всё понятно? Адресант использует глаголы в повелительном наклонении
(убирай, слушай и др.); личные местоимения (я – ты); стереотипные речевые конструкции,
вопросительные и восклицательные предложения.
В конфликтных ситуациях возможны тактики запрета на возражение: Поговори (мне)
ещё!; Замолчи!; Замолчи я сказала лучше //; Рот закрой!; Перестань (сейчас же)!
Не спорь со мной; псевдоугроз и реальных угроз: Я щас тебя прибью! Щас заберу телефон
и не дам больше!,
6. 188 с.
1. «Сказка о царе Берендее»
«Сказка о мёртвой царевне»
2. Положительные герои - Молодая царевна, Королевич Елисей, Семь богатырей.
Нейтральные- Чернавка, Царь, Зеркало
Пёс Соколко
Отрицательные- Царица ( мачеха)
3. Экспозиция- смерть царицы. Женитьба царя
Завязка- слова зеркала о красоте царевны.
Развитие действия- жизнь в доме богатырей. Поиски царевны Елисеем
Кульминация- смерть царевны
Развязка- пробуждение молодой царевны
4. Прости я не знаю
5. Кот в сапогах, жар птица, золотой петушок, золотая рыбка, ( с лягушкой не помню как называется),(а ещё одну сказку я не знаю)
Объяснение:
Каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается с необходимостью
4
преодолевать те или иные риски: техногенные, природные, экологические, социальные,
профессиональные, политические и др. Рискогенна и человеческая коммуникация.
Исследование коммуникативных рисков – одна из важнейших проблем, которые ставят перед
собой лингвисты. Большую роль в преодолении любых рисков играет коммуникативная
компетентность говорящих, их делать правильный выбор языковых / речевых
средств, эффективно используя возможности языка[1].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Одной из самых рискогенных сфер является сфера неофициальной коммуникации и её
ядерная зона – семейное общение. Многочисленные риски, зафиксированные в этой сфере,
могут быть связаны с недостаточным уровнем коммуникативной компетентности членов
семьи или с их низким уровнем общей культурысм[1]. Но есть и такие факторы, которые
обусловлены самой спецификой семейного общения, например, его полиглоссностью
(наличием семейных «языков»); спаянностью речи с ситуацией, отсутствием у говорящих
особой заботы о форме выражения мысли; сниженным уровнем этикетности
Особенно заметно оно в использовании семейных вокативов: например, дети к
родителям, бабушкам или дедушкам обычно обращаются на ты, но в некоторых семьях
возможно и на вы, тогда как к ребёнку – только на ты. Свекровь к невестке обычно обращается
на ты и использует имя, нередко разговорное (Наташк, Наташка); невестки же, как
показывают наблюдения последних лет, всё чаще называют свекровь по имени-отчеству и
обращаются на вы. Во многих семьях в конфликтных ситуациях по отношению к ребёнку
5
могут использоваться пейоративные номинации: гад, паразит, идиот, говнюк, засранка и др.
В направлении ребёнок → родитель это не допускается. Нарушение этических норм в
использовании вокативов, безусловно, рискогенный фактор. Преодоление подобных рисков
связано с речевым самоконтролем адресанта и соблюдением этики общения.
Статусно-ролевое превосходство главы семьи или какого-либо члена, претендующего
на главенство, связано преимущественно с информационной и регулятивной стратегиями в
реализации общения. Коммуникативная стратегия адресанта предполагает реализацию ряда
тактик, направленных на достижение его речевых и неречевых целей. Достижение целей
является показателем эффективности речи. Эффективность же самого процесса общения мы
связываем с соблюдением в нём гуманистических принципов и культурой речи.
Информационная стратегия предполагает использование тактик заботы, участия и
контроля: в речи главы семьи (мужа или жены) наблюдается большое количество
вопросительных конструкций: Так / ты во сколько придёшь?; Рыбу купила?; Что тут этот
стакан делает?; Почему здесь не разобрали? Я же сказал здесь всё убрать и т.п. Нередко они
начинаются с регулятивного так: Так / Миша сегодня пылесосил? А почему?
Излишнее проявление заботы и контроля в семье часто воспринимается как вторжение
в личную сферу, как недооценка возрастного статуса адресата, его самостоятельности в
действиях или принятии решений, как недоверие. Из материалов интернет-форума: (невестка
о своей свекрови): (орфография и пунктуация сохранены)…у нее есть особенная черта
характера – уж очень она грубо говоря жадная..жадная на все...на еду, на внимание и самое
главное она хочет прибрать к рукам мою волю. Но мне 30 лет и я не могу постоянно
находиться под микроскопом...[5]; из материалов опроса студенток СГУ об их общении с
матерями: Она мало общается со мной, все сводится к критике, а когда все хорошо – так
никакого общения, тишина, типа так и должно быть; Не удовлетворяет несерьезность по
отношению ко мне, много заботы. Когда ей нужна относится как к взрослому, но
чаще как к глупому ребенку. Она относится ко мне как к ребенку на 100 процентов… еще у
меня есть брат ему 27 лет, так вот к нему она еще более как к ребенку относится. Эти
высказывания вскрывают ещё одну причину возможных коммуникативных рисков – роль
семейных устоев: во многих русских семьях родители опекают детей всю жизнь, и такая опека
нередко вносит дисгармонию в отношения.
Регулятивная стратегия предполагает использование императивных тактик. Для
утверждения ролевого превосходства члены семьи обычно прибегают к тактикам
самоутверждения, приоритета мнения: Я что сказала?! Убирай планшет!; Слушай меня
внимательно…; Ты меня слышишь?; Слушай меня внимательно!; Тебе всё понятно? Я тебя
спрашиваю / тебе всё понятно? Адресант использует глаголы в повелительном наклонении
(убирай, слушай и др.); личные местоимения (я – ты); стереотипные речевые конструкции,
вопросительные и восклицательные предложения.
В конфликтных ситуациях возможны тактики запрета на возражение: Поговори (мне)
ещё!; Замолчи!; Замолчи я сказала лучше //; Рот закрой!; Перестань (сейчас же)!
Не спорь со мной; псевдоугроз и реальных угроз: Я щас тебя прибью! Щас заберу телефон
и не дам больше!,
6. 188 с.