СЛОВООБАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Вариант 2
1. Найдите существительное, образованное от глагола.
а) знание; б) прямота; в) совестливый; г) кривизна
2. Найдите существительное, образованное от прилагательного.
а) чтение; б) строитель; в) мольба; г) синева
3. Найдите существительное, образованное приставочным
а) осветитель ; б) подберёзовик; в) развенчание; г) пригород
4. Найдите существительное, образованное суффиксальным
а)сотоварищ; б) бледность; в)побережье; г) непогода
5. Найдите существительное с суффиксом, имеющим уменьшительно-ласкательное значение.
а) школьник; б) лучник; в) парник; г) лучик
6. Найдите существительное, образованное бессуффиксным .
а) скорость; б) ледокол; в) прикосновение; г) переплёт
7. Найдите существительное, образованное приставочно-суффиксальным .
а) отголосок; б) неверность; в) разносчик; г) отдача
8. Найдите существительное с суффиксом –ЛК-.
а) чёлка; б) засолка; в) наколка; г) мешалка
9. Найдите существительное, образованное сложением основ.
а) передержка; б) пуговичка; в) водоохрана; г) внутренность
10. Укажите существительное, образованное неморфологическим .
а) на детской площадке; б) учащиеся в колледже подростки; в) в столовой комнате; г) подать заливное
Лексика, фонетика, морфемика. ВАРИАНТ 6
(1)Есть в природе праздники. (2)Ледоход. (3)Первая зелень. (4)Первый снег. (5)Первые соловьи. (6)Капель после больших морозов. (7)И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. (8)В эти дни кажется, что земля начинает светиться. (9)Вы замечали, наверное: идёшь по лесу – свет! (10)Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. (11)Тёплый свет идёт от осины. (12)Березняки наполнены белым матовым пронзительно-жёлтым светом. (13)А глянет солнце – свет во сто крат умножается. (14)В такой час чувствуешь себя на земле именинником. (15)Обострённый слух ловит дальнее теньканье птиц, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне. (16)Заросли ежевики. (17)Огонь рябин. (18)Серебристые паутины на стерне за опушкой. (19)Что ни шаг – новые краски. (20)В такой день особенно остро чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля. (По В. Пескову)
А1. Какое выделенное слово имеет прямое значение?
а) Первая зелень (предл.3); б) земля надевает (предл.7); в) синий холод (предл.15); г) огонь рябин (предл.17)
А2. Укажите слово, которое НЕ является однокоренным к слову КРАСКИ (предл.19)
а)красить; б)краситель; в)краской; г)красочный
А3. В каком варианте ответов правильно перечислены все слова, имеющие несколько лексических значений?
А. ледоход (предл.2) Б. соловьи (предл.5) В. Наряды (предл.7) Г. Земля (предл.20)
1)АБГ 2)БВ 3)ВГ 4)БВГ
А4. Укажите предложение, в котором правописание подлежащего определяется правилом: «В корне –раст- (-рос-) пишется буква А только перед СТ и Щ».
а)предл.6; б)предл.11; в)предл.16; г)предл. 18
А5. Укажите значение слова СВЕТ (предл.11)
а) лучистая энергия; б) рассвет; в) Вселенная; г) источник освещения
В1. Из предл.7 выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, окончания
В2. Определите, из каких морфем состоит слово СЕРЕБРИСТЫЕ (предл.18), напишите их _
В3. Из предл.11 выпишите слово, имеющее нулевое окончание
В4. Из предл. 7 выпишите слова, в котором буква Е обозначает два звука
В5. В предл. 1 – 3 найдите и выпишите слово с непроизносимой согласной
В6. В предл.8 найдите и выпишите слово, в котором есть буква, не имеющая парного согласного звука
В7. Замените слово ТЕНЬКАНЬЕ (предл.15) синонимом
В8. Подберите и запишите к слову ДАЛЬНЕЕ (предл.15) антоним.
Художники того времени стали активно эксплуатировать образ непутевого сына, изображая его то играющим в карты, то предающимся утехам с прекрасными дамами. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира. Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668-1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов. Чтобы понять и раскрыть глубочайший смысл этого сюжета, художник нелегкий жизненный путь – он потерял всех любимых людей, видел славу и богатство, горесть и нищету.
«Денискины рассказы» Виктора Драгунского – одна из моих самых любимых книг! Каждый рассказ написан от лица ученика младших классов Кораблева Дениса. Каждый рассказ по-своему веселый, интересный и поучительный. Больше всего мне запомнилась история «Тайное становится явным», в которой Дениска приправил свое нелюбимое блюдо – манную кашу – всем, что находилось в доме, а потом выбросил ее через окно на голову прохожего. Смешно и весело, но выводы о том, что любое вранье обнаруживается, приходят сами собой.
Еще мне нравятся рассказы «Что я люблю» и «Чего я не люблю». Наверное, Дениска жил в совсем тяжелые времена. Он рассказывает о том, как не любит лечить зубы, и постоянно повторяет фразу «когда мы будем жить просторнее». И еще говорит про соседей, которые живут в одной квартире с ним и его папой и мамой. Родители сказали, что такой вид сожительства называется «коммунальная квартира», и что так раньше жили многие. Мы живем не в коммунальной квартире, но я теперь тоже повторяю фразу «когда мы будем жить просторнее». Просто потому, что так Дениска говорил.
В каждой истории обязательно присутствует кто-то из Денискиных друзей. Его самый лучший друг – одноклассник Мишка. Они всегда вместе – и на уроках, и во дворе, и на школьных праздниках, и у друзей на дне рождения. Их дружба – самая настоящая, пример всем! Еще очень показательно то, что Дениска и Мишка играют с младшими ребятами и при этом никогда их не обижают! И правильно делают, маленьких вед нельзя обижать. Хороший пример для всех!
Каждый из Денискиных рассказов заставляет посмеяться и чему-то учит. А еще, судя по книге, у Дениски было очень веселое и интересное детство – с книгами, с играми, с карнавалами и костюмами. Интересно, а как бы выглядели его рассказы, если бы автор книги жил в наше время просторных квартир, Интернета и мобильных телефонов?