Слушаем и говорим
послушайте текст и объясните его название. Выпишите
сочетания. Определите смысловые и грамматические связ
Ключевые слова, сделайте вывод по содержанию прочитани
Выпишите Ключевые слор
ие связи. Опираясь на
рочитанного текста,
Когда в последний раз видели комету Галле
и, когда она подходит
ь невооруженным гла-
- английского астронома.
1696 году к выводу, что
, 1682 годах, являются од-
Комета Галлея светится особенно сильно, и, когда она
достаточно близко к Земле, её можно увидеть невооружён
зом. Комета носит имя Эдмонда Галлея — английского а
После длительного изучения он пришёл в 1696 году к вы
кометы, наблюдавшиеся в 1531, 1607 и 1682 годах, явля
ной и той же кометой. Её овальная орбита вокруг Солнца
769 лет вновь приводит её к Земле. Последний раз комету видели 9 февраля 1986 ггода
Согласование
Существительное + прилагательное:
солнечным утром
белых лебедей
легкомысленный человек
длинная дорога
через новую ступеньку
у соседнего прохода
на высоком крыльце
с веселой песней
певучая речь.
Существительное + причастие:
у рокочущего моря
зеленеющим лугом
перед цветущим деревом
плавающей лодкой
опавшей листвой
запеченное яблоко
на вымытом столе
прерываемая беседа
описываемый круг
разбросанные вещи
перед навешенной калиткой.
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо
до третьих петухов
первая скрипка
во втором вагоне
возле пятого дома
через шестой этаж
на восьмой странице
с трехсотым покупателем.
Существительное + местоимение:
с вашей собакой
у моего дома
каждый человек
любого прохожего
какой-то мужчина
некий звук
с некоторыми людьми
ничья сумка
о целом дне
через наш порог
такой мальчик
у того моста.
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
вкусное мороженое
горячим жарким
в чистой столовой
в голубой ванной.
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
о ком-то чужом
возле некого прохожего
с чем-то веселым
в чем-либо тонком
над чем-нибудь неясным
с нашим знакомым
с тем отдыхающим
около какого-то встречающего
перед этим загорающим.
Существительное + существительное (приложение):
мышь-полевка
художник-старик
белка-хлопотунья
журналист-международник
слесарь-инструментальщик
дуб-великан.
б) забота о детях (у)
в) желание учиться (пр.)
г) его книга(пр.)
д) готовый к бою(у.)
е) любовь к родине (у.)
сокращения:
с -согласование
у- управление
пр - примыкание.
3. Определи вид односоставного предложения:
а) Хорошо в лесу в апреле. (безл.)
б) Скажи опр.-личное)
в) Нет в жизни счастья.(безличн.)
г) Светает уж.(безл.)
д) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.(назывн.)
е) Не забуду родину свою. (опр.-личн.)
ж) Тихое утро.(назывн)
з) В дверь позвонили. (неопр.-личн.)
4. Верно ли расставлены знаки препинания в предложениях (запиши, правильно расставив ЗП):
а) Жизнь прожить — не поле перейти.
б) Душа Печорина не каменистая трава.
в) Семью восемь- пятьдесят шесть.
г) Молчанье -золото, когда заходят в храм.
5. Запиши предложения и определи однородные и неоднородные определения, расставив знаки препинания.
а) Профессор открыл свой новенький кожаный саквояж.(неодн.)
б) Мне нравится его широкое скуластое лицо ,всегда бледное и несчастное. (одн.)
6. Выполни пунктуационный разбор предложения (ЗП не расставлены): Калиныч был одарен преимуществами,1 которые признавал сам Хорь, 2 например, 3.он заговаривал кровь,4. испуг ,5 бешенство.
1- присоединяет придаточное
2-3 - вводное слово
4-5-однородные дополнения .