Прочитайте внимательно текст и дайте развернутые ответы на вопросы.
В доме одного мудреца любили собираться ученые мужи и обсуждать на разных языках важные дела. Однажды стали они рассуждать, какая профессия самая важная.
– Каждому нужно образование, – говорил один мудрец. – Значит профессия учителя самая нужная.
– Благодаря строителям у нас есть дома и прекрасные здания, – возразил второй.
– А как же обойтись без музыкантов, поэтов и художников. Они делают нашу жизнь яркой! – воскликнул третий мудрец.
Во время этого спора в комнате находился молодой повар мудреца, который сказал:
– О светлейшие! Вы ничего не сказали о профессии повара.
Но хозяин велел ему прикусить язык и не вмешиваться в разговор умных людей.
– Иди на кухню и займись делом! И помни, что труд повара не так уж и важен.
Юноша молча покинул комнату.
В этот день хозяин сам готовил обед, так как его молодой повар куда-то исчез. Друзья мудреца остались недовольны его угощениями и быстро разошлись по домам. Вскоре мудрец нанял другого повара. Но тот готовил ужасно, и с этого времени гости хозяина и носа не показывали в его доме. Тогда мудрец разыскал своего бывшего повара и сказал ему:
– Я ошибался. Профессия повара не менее значима, чем все остальные. Твое ремесло – это искусство.
После этих слов повар вернулся. А вместе с ним вернулись и вкусные обеды. Друзья мудреца вновь стали приходить к нему.
И решили с тех пор мудрецы, что все профессии на Земле важны и нужны людям. Главное, чтобы люди делали свою работу на совесть.
- Какие профессии, по мнению мудрецов, были самые важные? Какие нет?
- Почему в дом мудреца не стали приходить гости?
- Можно ли среди всех профессий выделить самую главную?
- В чем заключается поучительный урок данной притчи?
1. Выпишите из текста примеры, которые будут являться синонимами к слову профессия.
Объясните, для чего, с какой целью автор использует ряд синонимов в этом тексте.
2. Выпишите из текста слово (слова) в переносном значении. Запишите прямое и переносное значение этого слова.
3. Выпишите из текста выделенные слова, подберите к ним антонимы.
4. Выпишите из текста слово, имеющее омоним, и составьте с этим словом два предложения, чтобы доказать правильность вашего суждения.
5. Вспомните, что такое фразеологизмы? Вам в тексте встретился фразеологизм. Какой? Что он означает?
2. Прочитайте текст и сформулируйте два вопроса, которые будут отражать отношение к содержащейся в тексте информации.
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".
Схема выставления
Чтение
№ задания № вопроса Критерии для обучающихся
1 1 2 ставится, если обучающийся записал 2 синонима.
ставится, если обучающийся объяснил, для чего, с какой целью автор использует в тексте ряд синонимов (один из пунктов).
2 2 ставится, если обучающийся записал 1 и более слов в переносном значении,
ставится, если обучающийся записал прямое и переносное значение слов.
3 2 ставится, если обучающийся подобрал 5 антонимов к выделенным словам.
ставится, если обучающийся подобрал 1-4 антонимов к выделенным словам.
4 2 ставится, если обучающийся выписал слово, имеющее омоним.
ставится, если обучающийся записал два предложения с использованием слов-омонимов.
5 2 ставится – объяснил, что значит «фразеологизм»
ставится – нашел фразеологизм в тексте, объяснил,сто обозначает.
6 3 ставится за разбор предложения по членам
ставится за синтаксическую характеристику предложения
ставится за отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.
2 1 2 ставится, если обучающийся правильно сформулировал два вопроса, отражающих отношение к содержащейся в тексте информации.
ставится, если обучающийся правильно сформулировал один вопрос, отражающий отношение к содержащейся в тексте информации
Письмо
Задание 2
Рассмотрите рисунки 1 и 2. Подумайте, о чем они? Выберите один рисунок. Подберите название для него и напишите текст (объем письменной работы 100-150 слов), передающий основное содержание рисунка. При написании используйте слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения (по необходимости, уместно).
2. 1. 1) какая профессия самая важная?
2) что поняли ученые мужи из данного диалога?
3) кто первый начал спор?
2. 2. 1) Прав ли мудрец в этом споре?
2) в чем ошибся мудрец, выгнав своего 1 молодого повара?
2.3. Выражение "работать на совесть" я понимаю так: работать добросовестно, то есть так, надо, "работать на века", делать свою работу качественно.
Синоним к выражению "работать на совесть" можно придумать такой - "работать отлично", либо "работать основательно".
2.4. работа, специальность
2.5. молодой - старый
умный - глупый
говорил - молчал
исчез - появился
друзья - враги
разыскал - потерял
ОТВЕЧАТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ
Чтение
Задание 1
Прочитайте внимательно текст и дайте развернутые ответы на вопросы.
В доме одного мудреца любили собираться ученые мужи и обсуждать на разных языках важные дела. Однажды стали они рассуждать, какая профессия самая важная.
– Каждому нужно образование, – говорил один мудрец. – Значит профессия учителя самая нужная.
– Благодаря строителям у нас есть дома и прекрасные здания, – возразил второй.
– А как же обойтись без музыкантов, поэтов и художников. Они делают нашу жизнь яркой! – воскликнул третий мудрец.
Во время этого спора в комнате находился молодой повар мудреца, который сказал:
– О светлейшие! Вы ничего не сказали о профессии повара.
Но хозяин велел ему прикусить язык и не вмешиваться в разговор умных людей.
– Иди на кухню и займись делом! И помни, что труд повара не так уж и важен.
Юноша молча покинул комнату.
В этот день хозяин сам готовил обед, так как его молодой повар куда-то исчез. Друзья мудреца остались недовольны его угощениями и быстро разошлись по домам. Вскоре мудрец нанял другого повара. Но тот готовил ужасно, и с этого времени гости хозяина и носа не показывали в его доме. Тогда мудрец разыскал своего бывшего повара и сказал ему:
– Я ошибался. Профессия повара не менее значима, чем все остальные. Твое ремесло – это искусство.
После этих слов повар вернулся. А вместе с ним вернулись и вкусные обеды. Друзья мудреца вновь стали приходить к нему.
И решили с тех пор мудрецы, что все профессии на Земле важны и нужны людям. Главное, чтобы люди делали свою работу на совесть.
- Какие профессии, по мнению мудрецов, были самые важные? Какие нет?
- Почему в дом мудреца не стали приходить гости?
- Можно ли среди всех профессий выделить самую главную?
- В чем заключается поучительный урок данной притчи?
1. Выпишите из текста примеры, которые будут являться синонимами к слову профессия.
Объясните, для чего, с какой целью автор использует ряд синонимов в этом тексте.
2. Выпишите из текста слово (слова) в переносном значении. Запишите прямое и переносное значение этого слова.
3. Выпишите из текста выделенные слова, подберите к ним антонимы.
4. Выпишите из текста слово, имеющее омоним, и составьте с этим словом два предложения, чтобы доказать правильность вашего суждения.
5. Вспомните, что такое фразеологизмы? Вам в тексте встретился фразеологизм. Какой? Что он означает?
6. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
2. Прочитайте текст и сформулируйте два вопроса, которые будут отражать отношение к содержащейся в тексте информации.
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".
Схема выставления
Чтение
№ задания № вопроса Критерии для обучающихся
1 1 2 ставится, если обучающийся записал 2 синонима.
ставится, если обучающийся объяснил, для чего, с какой целью автор использует в тексте ряд синонимов (один из пунктов).
2 2 ставится, если обучающийся записал 1 и более слов в переносном значении,
ставится, если обучающийся записал прямое и переносное значение слов.
3 2 ставится, если обучающийся подобрал 5 антонимов к выделенным словам.
ставится, если обучающийся подобрал 1-4 антонимов к выделенным словам.
4 2 ставится, если обучающийся выписал слово, имеющее омоним.
ставится, если обучающийся записал два предложения с использованием слов-омонимов.
5 2 ставится – объяснил, что значит «фразеологизм»
ставится – нашел фразеологизм в тексте, объяснил,сто обозначает.
6 3 ставится за разбор предложения по членам
ставится за синтаксическую характеристику предложения
ставится за отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.
2 1 2 ставится, если обучающийся правильно сформулировал два вопроса, отражающих отношение к содержащейся в тексте информации.
ставится, если обучающийся правильно сформулировал один вопрос, отражающий отношение к содержащейся в тексте информации
Письмо
Задание 2
Рассмотрите рисунки 1 и 2. Подумайте, о чем они? Выберите один рисунок. Подберите название для него и напишите текст (объем письменной работы 100-150 слов), передающий основное содержание рисунка. При написании используйте слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения (по необходимости, уместно).
Объяснение: