В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
Janna91
Janna91
27.07.2020 12:30 •  Русский язык

СОЧ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Задания суммативного оценивания

за 3 четверть по предмету «Русская литература»

Понимание и ответы по тексту

Задание 1

Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник».

И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем…А Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. Кругом далеко видно. Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье, Жилин и говорит:

— Надо выехать на гору, поглядеть, а то тут , выскочат из-за горы и не увидишь.

А Костылин говорит:

— Что смотреть? Поедем вперед.

Жилин не послушал его.

— Нет, — говорит, — ты подожди внизу, а я только взгляну. Только выскакал, глядь, — а перед самым им, на десятину места, стоят татары верхами, — человек тридцать. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину:

— Вынимай ружье! — а сам думает на лошадь свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой, спотыкнешься — пропал. Доберусь до ружья, я им не дамся». А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, — закатился, что есть духу, к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. Жилин видит — дело плохо. Ружье уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад к солдатам — думал уйти. Видит, ему наперерез катят шестеро. Под ним лошадь добрая, а под теми еще добрее, да и наперерез скачут. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь, не удержит, прямо на них летит. Видит — близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружье наготове. «Ну, — думает Жилин, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой». А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху, — навалилась Жилину на ногу. Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, — да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах и зашатался. Схватили его татары, сняли с седел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили, деньги, часы вынули, платье всё изорвали. Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьется ногами, — до земли не достает; в голове дыра, и из дыры так и свищет кровь черная, — на аршин кругом пыль смочила.

1. Озаглавьте отрывок.

2. Разбейте текст на смысловые части. (устно)

3. Составьте простой план отрывка.

4. Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты.

№ Пункты плана Цитата

Анализ и интерпретация текста

Задание 2.

Напишите анализ прочитанного выше эпизода по плану:

1. Определите роль данного эпизода в произведении. Определите, какие проблемы поднимаются автором в эпизоде.

2. Охарактеризуйте персонажей в данном отрывке.

3. Какой художественный прием использует писатель, создавая рассказ о Жилине и Костылине?

4. Заполните таблицу по содержанию рассказа (первый столбик не переписывать)

Жилин Костылин

Воинское звание офицер офицер

Внешняя харак-ка

? Грузный мужчина, толстый, красный, пот с него так и льёт.

Как герой оказался в плену? Попадает в плен, т.к.

Костылин бросил его

одного ?

Место нахождения в плену

Горный татарский аул, сарай. ?

Пища пленных

Занятия в плену, выкуп

?

рукодельничал, учился понимать татарский язык простым людям -писал письма домой, скучал, ждал, когда пришлют денег;

?

Подготовка

к побегу

?

ПАССИВНАЯ ЖИЗНЬ

Первый

побег

Выносливость товарищу ?

Второй побег

? Смиряется с судьбой, ждёт освобождения.

Задание 3

Прочитайте стихотворение В. Высоцкого «Песня о друге».

1. Как в стихотворении решается проблема нравственного выбора человека? Выразите свое мнение с ПОПС-формулы. (Обязательно цитировать текст)

Песня о друге

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а — так;

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, —

Парня в горы тяни — рискни!

Не бросай одного его:

Пусть он в связке в одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах не «ах»,

Если сразу раскис — и вниз,

Шаг ступил на ледник — и сник,

Оступился — и в крик, —

Значит рядом с тобой — чужой,

Ты его не брани — гони.

Вверх таких не берут и тут

Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл;

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал;

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной, —

Значит, как на себя самого,

Положись на него!

Показать ответ
Ответ:
Outrage
Outrage
18.02.2023 19:17

Если очень коротко, то таким образом:

1) Для существительных мужского рода: существительные, обозначающие лица мужского пола (маэстро, портье), а так же названия животных и птиц (пони, фламинго).

2) Для существительных женского рода: существительные, обозначающие лица женского пола (мисс, миссис, фрау).

3) Для существительных среднего рода: существительные, обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, метро, кино).

Существуют так же несколько существительных, которые можно несколько видоизменить (разумеется, не меняя значение слова).

Например: кофе - напиток. Т.к. напиток - существительное мужского рода, то и кофе - мужского рода.

По такому же принципу можно привести ещё несколько примеров: авеню - улица (следовательно, авеню - женский род), салями - колбаса (салями - женский род).

Удачи, надеюсь, объяснила достаточно понятно.)

0,0(0 оценок)
Ответ:
MrEvgeniy1
MrEvgeniy1
18.02.2023 19:17

8нцн8урунн8ннн~нцнцннцнцц I. С каким утверждением нельзя согласиться? Дайте правильный вариант.

1. По происхождению союзы делятся на производные и непроизводные.

2. Производные союзы возникли давно и сейчас нельзя объяснить, от каких слов они произошли.

3. Значение непроизводных союзов в современном языке не мотивировано.

4. Большинство производных союзов образовано из местоимений и наречий.

II. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?

А. К целевым подчинительным союзам относятся:

1. чтобы, 2. для того чтобы, 3. дабы, 4 ежели бы.

Б. К условным подчинительным союзам относятся:

5. лишь бы, 6. если, 7. коли, 8. когда бы.

III. Спишите, вставьте пропущенные союзы, определите группу по значению, разряд.

1. И комар лошадь повалит ... медведь подсобит. /Пословица/

2. Мне стало очень приятно ... я познакомился с этим мальчиком. /Л. Пантелеев/

3. Не имя красит человека ... человек – имя. /Пословица/

4. Весной ... летом цветет сирень? /В. Бианки/

5. Гнездо скворец устраивает очень глубоко ... туда не пролезла лапой кошка. /А. Куприн/

IY. В каких предложениях союз И связывает однородные члены? Запишите их, расставляя недостающие знаки препинания.

1. И туман и непогоду осень поздняя несет. /А. Пушкин/

2. Станешь робко ногой на ледок и из-под ледка брызнет вода, звонкая, веселая. /Б. Горбатов/

3. Мелодия гармония и ритм неисчерпаемы. /П. Чайковский/

4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. /А. Чехов/

Y. Продолжите предложение дважды, так, чтобы получилось сначала предложение с одноразовыми членами, затем сложное. Не забудьте расставить запятые!

Повалил частый снег и ... .

YI. Закончите предложение так, чтобы получилось предложения, выражающие:

а/ временные отношения; б/ причинные отношения; в/ условные отношения.

Знание иностранного языка необходимо ... /когда? почему/ при каком условии? /

YII. Где выделенное слово – СОЮЗ? Запишите предложения с союзами ТАКЖЕ и ТОЖЕ.

1. Истина необходима человеку так/же/, как слепому трезвый поводырь. /М. Горький/

2. От дождя женщины спрятались под дубом, нам так/же/ пришлось искать пристанище.

3. Ярким пламенем вспыхнула сухая береста, и в то/же/ мгновенье вокруг стало вдвое темнее. /В. Арсеньев/

4. Хоть ты и в новой коже, да сердце у тебя все то/же/. /И. Крылов/

YIII. Различайте союз и другие части речи! Найдите и запишите предложения, в которых употреблены местоимения с предлогами или частицами.

1. Кайся, да опять, за/то/ не принимайся! /Пословица/

2. Я никогда не видел, что/б/ кто-нибудь бежал так быстро! /Е. Велтисов/

3. В стране Гудвина грозы случались редко, за/то/ достигали неимоверной силы. /А. Волков/

4. Что/бы/ он ни затеял, всему сопутствовала тревога. /Е. Дулова/

IХ. К какой части речи относится слово ПО/ТОМУ/ в предложении? Поясните свою точку зрения.

1.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота