, СОЧ Прочитайте текст, выполните задания.
С. Алексеев «МИШКА»
Солдатам одной из сибирских дивизий в те дни, когда дивизия отправлялась на фронт, земляки подарили маленького медвежонка. Освоился Мишка с солдатской теплушкой. Важно поехал на фронт.
Приехал на фронт Топтыгин. Оказался медвежонок на редкость смышлёным. А главное, от рождения характер имел геройский. Не боялся бомбёжек…
Побывал Мишка на Юго-Западном фронте, затем — в составе войск, которые громили фашистов под СталинградомПодрос медвежонок за это время. В плечах раздался. Бас прорезался. Стала боярской шуба...
…С Украины Мишка попал в Белоруссию. Принимал участие в боях под Бобруйском, затем оказался в армии, которая шла к Беловежской пуще.
Беловежская пуща — рай для зверей и птиц. Лучшее место на всей планете. Решили солдаты: вот где оставим Мишку.
— Верно: под сосны его. Под ели.
— Вот где ему раздолье.
Освободили наши войска район Беловежской пущи. И вот наступил час разлуки. Стоят бойцы и медведь на лесной поляне.
— Прощай, Топтыгин!
Постоял на поляне Мишка. На задние лапы поднялся. Посмотрел на зелёные гущи. Носом запах лесной втянул.
Пошёл он валкой походкой в лес. С лапы на лапу. С лапы на лапу. Смотрят солдаты вслед:
— Будь счастлив, Михаил Михалыч!
И вдруг страшный взрыв прогремел на поляне. Побежали солдаты на взрыв — мёртв, недвижим Топтыгин.
Наступил медведь на фашистскую мину. Проверили — много их в Беловежской пуще.
Ушла война дальше на запад. Но долго ещё взрывались здесь, в Беловежской пуще, на минах и кабаны, и красавцы лоси, и великаны зубры.
Шагает война без жалости. Нет у войны усталости.
Задание 1
Выпишите из текста выделенные предложения, объяснив их значение. 4б.
Выпишите предложения с прямым и обратным (инверсия) порядком слов . 1б.
Выпишите предложения, которые содержат повторы.
Мы ( что делаем?) ходим, ходим (как?) часто, ходим (куда?) в лесок, в лесок ( какой?) ближний; Лес ( какой?) русский, лес ( каков?) красив, красив (когда?) осенью; Краски (какие?) яркие, краски (что делают?) радуют, радуют (что?) глаз; Листья ( что делают ?) падают, листья (какие?) сухие; Земля ( что сделала) покрылась, покрылась ( чем?) ковром, ковром ( каким?) пестрым; Трава ( что делает?) шуршит, шуршит (где?) под ногами, трава ( какая?) пожухлая; Песни (что сделали?) смолкли, смолкли ( где?) в лесу, песни (чьи?) птичьи; Вода ( какая?) чистая, чистая ( где?) в ручьях, в ручьях (каких?) лесных; Дышится (как?) хорошо, дышится (чем?) воздухом, воздухом ( каким?) свежим.