В 2007 г. мировое научное сообщество отметило 50-летие космической эры. 1957-ой – год запуска первого искусственного спутника Земли и рождения отечественной космической фантастики в её современном виде, поскольку именно тогда вышел в свет социально-философский роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В далёких теперь 50-х и 60-х гг. космос был мечтой миллионов студентов и школьников нашей страны. Что думают о космосе и космонавтике современные студенты спустя полвека от начала космического этапа развития человечества?
Этот вопрос для автора послужил импульсом к следующему социологическому исследованию: 150-ти студентам Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина (2-ой курс факультета «Технический сервис в агропромышленном комплексе») было предложено изложить свои мысли в форме творческой самостоятельной работы по довольно необычной теме – «Космическое мышление: моё определение и понимание».
Само понятие «космическое мышление» – довольно популярная тема научных и философских дискуссий, причем зачастую использующееся в разных значениях. Автор предлагает следующее его определение: космическое мышление – это осмысление бытия с позиций человека как вселенского существа, несущего ответственность за сохранение и развитие жизни и разума в космическом масштабе. Данное понятие разрабатывалось в русле философских учений о вселенском человечестве как центральном факторе истории, реализующем божественное единство космоса, о духовности как основе цивилизации в трудах русских космистов. Эти мыслители указывали на то, что человек должен стать идеалом космического единства, что умножение творческих сил человечества соответствует божественному замыслу мироздания, а общество, построенное на началах любви, духовного общения и нравственного совершенствования, служит основой для выхода человека за пределы Земли и освоения космоса. В контексте курса истории русской философии студенты получают первоначальное представление о русском космизме, но в целом предложенная тема являлась для них новой. Это самым лучшим образом сказалось при анализе самостоятельных работ, поскольку позволило выявить все ассоциации студентов в русле обозначенной темы.
1. Определение понятия «космическое мышление»
Студенты, которые пытались дать определение космического мышления, в большинстве работ исходили из его актуальности. Во-первых, они вполне осознают тот факт, что человечество вступило в антропогенную эру (по выражению В.И. Вернадского): «Роль человека на Земле имеет огромное значение. Люди самые развитые живые существа, они как бы задают новый ритм жизни». А поскольку в современном мире космосу и его изучению отводится особое место, то «…с каждым годом космонавтика развивается всё больше, база научных знаний о космосе возрастает, и это необратимый процесс». Следовательно, «у каждого человека есть или должно быть космическое мышление – понимание человеком того, какое место он занимает в мире и в пределах космоса». Студенты очень логично заключают: чем более будет развито это понимание у людей, тем активнее будет человек «общаться» с космосом, «ведь до сих пор в космосе остается столько неразгаданных вещей…». В нескольких работах прозвучала мысль о том, что космическое мышление – это осознание чего-то «нового», возможно, «сверхъестественного», и даже такое обобщение: «Вселенная – это и есть то самое, странное космическое мышление».
Во многих работах (их около 60-ти %) под космическим мышлением понимается развитие человеческой деятельности в космосе, и, в целом, научно-технический прогресс: «По моему мнению, термин “космическое мышление” связан с развитием новых технологий, которые в наше время достигли высокого уровня. Человечество большими шагами идёт к тому, чтобы совершить межпланетное путешествие».
Некоторые студенты признавались: «Этот вопрос поставил меня в тупик, как и многих других. Раньше я никогда не задумывался над тем, что «я» есть для Вселенной», «…словосочетание “космическое мышление” я понять не могу. Космос это для меня что-то далёкое, холодное, ещё не изученное.
Это слово мне надо запомнить. 2) У меня много русских друзей,и мне нужно научиться говорить по-русски. 3) Я изучаю английский язык недавно,и мне еще трудно говорить. 4)Вы уже можете говорить,только не надо бояться. 5) -А как еще можно сказать:《До встречи》?
1) Город Санкт-Петербург очень красивый. В городе Санкт-Петербурге очень красиво.
Космос и космическое мышление в видении студентов
О.М.Тенякова
В 2007 г. мировое научное сообщество отметило 50-летие космической эры. 1957-ой – год запуска первого искусственного спутника Земли и рождения отечественной космической фантастики в её современном виде, поскольку именно тогда вышел в свет социально-философский роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В далёких теперь 50-х и 60-х гг. космос был мечтой миллионов студентов и школьников нашей страны. Что думают о космосе и космонавтике современные студенты спустя полвека от начала космического этапа развития человечества?
Этот вопрос для автора послужил импульсом к следующему социологическому исследованию: 150-ти студентам Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина (2-ой курс факультета «Технический сервис в агропромышленном комплексе») было предложено изложить свои мысли в форме творческой самостоятельной работы по довольно необычной теме – «Космическое мышление: моё определение и понимание».
Само понятие «космическое мышление» – довольно популярная тема научных и философских дискуссий, причем зачастую использующееся в разных значениях. Автор предлагает следующее его определение: космическое мышление – это осмысление бытия с позиций человека как вселенского существа, несущего ответственность за сохранение и развитие жизни и разума в космическом масштабе. Данное понятие разрабатывалось в русле философских учений о вселенском человечестве как центральном факторе истории, реализующем божественное единство космоса, о духовности как основе цивилизации в трудах русских космистов. Эти мыслители указывали на то, что человек должен стать идеалом космического единства, что умножение творческих сил человечества соответствует божественному замыслу мироздания, а общество, построенное на началах любви, духовного общения и нравственного совершенствования, служит основой для выхода человека за пределы Земли и освоения космоса. В контексте курса истории русской философии студенты получают первоначальное представление о русском космизме, но в целом предложенная тема являлась для них новой. Это самым лучшим образом сказалось при анализе самостоятельных работ, поскольку позволило выявить все ассоциации студентов в русле обозначенной темы.
1. Определение понятия «космическое мышление»
Студенты, которые пытались дать определение космического мышления, в большинстве работ исходили из его актуальности. Во-первых, они вполне осознают тот факт, что человечество вступило в антропогенную эру (по выражению В.И. Вернадского): «Роль человека на Земле имеет огромное значение. Люди самые развитые живые существа, они как бы задают новый ритм жизни». А поскольку в современном мире космосу и его изучению отводится особое место, то «…с каждым годом космонавтика развивается всё больше, база научных знаний о космосе возрастает, и это необратимый процесс». Следовательно, «у каждого человека есть или должно быть космическое мышление – понимание человеком того, какое место он занимает в мире и в пределах космоса». Студенты очень логично заключают: чем более будет развито это понимание у людей, тем активнее будет человек «общаться» с космосом, «ведь до сих пор в космосе остается столько неразгаданных вещей…». В нескольких работах прозвучала мысль о том, что космическое мышление – это осознание чего-то «нового», возможно, «сверхъестественного», и даже такое обобщение: «Вселенная – это и есть то самое, странное космическое мышление».
Во многих работах (их около 60-ти %) под космическим мышлением понимается развитие человеческой деятельности в космосе, и, в целом, научно-технический прогресс: «По моему мнению, термин “космическое мышление” связан с развитием новых технологий, которые в наше время достигли высокого уровня. Человечество большими шагами идёт к тому, чтобы совершить межпланетное путешествие».
Некоторые студенты признавались: «Этот вопрос поставил меня в тупик, как и многих других. Раньше я никогда не задумывался над тем, что «я» есть для Вселенной», «…словосочетание “космическое мышление” я понять не могу. Космос это для меня что-то далёкое, холодное, ещё не изученное.
Это слово мне надо запомнить. 2) У меня много русских друзей,и мне нужно научиться говорить по-русски. 3) Я изучаю английский язык недавно,и мне еще трудно говорить. 4)Вы уже можете говорить,только не надо бояться. 5) -А как еще можно сказать:《До встречи》?
1) Город Санкт-Петербург очень красивый. В городе Санкт-Петербурге очень красиво.
2) Эта улица тихая. На улице тихо.
3) Максим хороший рассказчик.Максиму везде хорошо.
Сказуемых здесь нет.Сказуемые отвечают на вопрос что делает? что делал? что сделает?
Выбор слово "вставить" по значению. Мы же не говорим "это улица тихо", а говорим "эта улица тихая". Поняла?