Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло. А она была невысока, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна, хорошая хозяйка, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице. Все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, как бы перестал существовать в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую минуту сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день. Смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по слогам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его. (По И. Бунину.)
В начале 1920 года И. А. Бунин покинул родину. В эмиграции им были написаны многие литературные шедевры, в том числе цикл рассказов «Темные аллеи». Все рассказы этого сборника объединены одной темой — темой любви. С разных сторон писатель освещает это чувство, показывает все его тончайшие оттенки. Однако, раскрывая тему любви, Бунин невольно обнажает и многие нравственные проблемы. Особенно остро они звучат в рассказе «Красавица». Это один из самых небольших рассказов цикла, но по глубине, по остроте затронутых в нем вопросов, он превосходит многие другие. В нескольких строках писатель емко сумел сказать о главных человеческих ценностях: о добре и зле, о любви к ближнему. В центре рассказа довольно типичная жизненная история. Пожилой вдовец, имеющий семилетнего сына, женился вторично. Его новая жена всем взяла. Она молода, необыкновенно красива, хозяйственна. Вот только ребенок, сын вдовца от первого брака, ей пришелся не по вкусу. Она его «спокойно возненавидела». Каких-либо причин этого автор не называет, потому что их просто не было. Возненавидела и все.Дальнейшее повествование о судьбе маленького героя вызывает горькое чувство сострадания к нему. Сначала «красавица» переводит его спать «из отцовской спальни на диванчик в гостиную», а потом и вовсе отправляет спать в коридор, где на полу горничная расстилает ему старый тюфячок. Ребенок оказывается в «круглом одиночестве на всем свете», он всеми покинут, предан родным отцом, который из безволия и трусости делает вид, что совершенно ничего не замечает. «Красавица» делает вид, что руководствуется практическими соображениями: мальчик, якобы, может весь бархат на диванчике истереть. На самом деле она просто не может, да и не пытается побороть в себе то зло, которое делает несчастным ни в чем неповинного маленького человека. Жизнь ребенка с этих пор сера и однообразна. Он или сидит в углу на полу в гостиной, или рисует на грифельной доске, или читает (шепотом!), или смотрит в окна. Он сам стелет себе постель, сам прилежно ее убирает в мамин сундук. Авторское сострадание звучит в каждом слове. Не случайно Бунин использует такое количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («уголок», «домики», «книжечка», «постелька», «добришко»). Писатель не дает прямых оценок происходящему, но он мастерски дает почувствовать весь ужас того положения, в котором оказался ребенок. Рассказ назван коротко — «Красавица». И это название заставляет о многом задуматься. Что есть для Бунина красота и многого ли стоит внешняя красота, когда за ней кроется нравственное уродство — к этим вопросам обращает автор своего читателя.
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло. А она была невысока, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна, хорошая хозяйка, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице. Все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, как бы перестал существовать в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую минуту сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день. Смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по слогам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его. (По И. Бунину.)
Вначале 1920 года И. А. Бунин покинул родину. В эмиграции им были
написаны многие литературные шедевры, в том числе цикл рассказов «Темные
аллеи».
Все
рассказы этого сборника объединены одной темой — темой любви. С разных
сторон писатель освещает это чувство, показывает все его тончайшие
оттенки. Однако, раскрывая тему любви, Бунин невольно обнажает и
многие нравственные проблемы. Особенно остро они звучат в рассказе
«Красавица».
Это
один из самых небольших рассказов цикла, но по глубине, по остроте
затронутых в нем вопросов, он превосходит многие другие. В
нескольких строках писатель емко сумел сказать о главных человеческих
ценностях: о добре и зле, о любви к ближнему.
В
центре рассказа довольно типичная жизненная история. Пожилой вдовец,
имеющий семилетнего сына, женился вторично. Его новая жена всем взяла.
Она молода, необыкновенно красива, хозяйственна. Вот только ребенок, сын
вдовца от первого брака, ей пришелся не по вкусу. Она его «спокойно
возненавидела». Каких-либо причин этого автор не называет, потому что
их просто не было. Возненавидела и все.Дальнейшее повествование о судьбе маленького героя вызывает горькое
чувство сострадания к нему. Сначала «красавица» переводит его спать «из
отцовской спальни на диванчик в гостиную», а потом и вовсе отправляет
спать в коридор, где на полу горничная расстилает ему старый тюфячок.
Ребенок
оказывается в «круглом одиночестве на всем свете», он всеми покинут,
предан родным отцом, который из безволия и трусости делает вид, что
совершенно ничего не замечает. «Красавица» делает вид, что
руководствуется практическими соображениями: мальчик, якобы, может весь
бархат на диванчике истереть. На самом деле она просто не может, да и
не пытается побороть в себе то зло, которое делает несчастным ни в чем
неповинного маленького человека.
Жизнь
ребенка с этих пор сера и однообразна. Он или сидит в углу на полу в
гостиной, или рисует на грифельной доске, или читает (шепотом!), или
смотрит в окна. Он сам стелет себе постель, сам прилежно ее убирает в
мамин сундук.
Авторское
сострадание звучит в каждом слове. Не случайно Бунин использует такое
количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («уголок»,
«домики», «книжечка», «постелька», «добришко»). Писатель не дает прямых
оценок происходящему, но он мастерски дает почувствовать весь ужас
того положения, в котором оказался ребенок.
Рассказ
назван коротко — «Красавица». И это название заставляет о многом
задуматься. Что есть для Бунина красота и многого ли стоит внешняя
красота, когда за ней кроется нравственное уродство — к этим вопросам
обращает автор своего читателя.