«Принято так думать, что идеал Чимши-Гималайского-младшего достоин всяческого осуждения - и, однако, чем больше я перечитываю «Крыжовник», тем менее это суждение разделяю. В том, чтобы мечтать о крыжовнике, о собственных десятинах, о пруде с уточками, я не вижу ничего плохого... Жить, действительно, очень страшно, но это не значит, что в сей юдоли печали частный человек Николай Иванович не имеет права на свой крыжовник и должен увеличивать своим несчастьем количество горя в мире... Беспокойство, тоска, тревога - удел других, и блажен, кто находит выход в творчестве или работе; но не заставляет других испытывать экзистенциальный «страх и трепет»: дайте им крыжовнику, от каждого по каждому по вере!»«Так устарел ли «Крыжовник», - спрашиваю я. - Может быть, сегодня главное другое - осуществление своего частного идеала? И разве миллионы наших современников, которые на своих дачах, участках выращивают всякого рода «крыжовники», не опровержение этого чеховского рассказа?»В сочинениях были как бы две части. Одна о том, верно ли Быков истолковывает сам рассказ Чехова. Именно за эту часть я и ставил оценки: в ней понимание Чехова. Сейчас все это я опускаю. Вместе с тем в сочинениях не могла не отразиться и своя, личная позиция по существу этого очень важного вопроса. И на уроке анализа работ я должен был ответить, с чем согласиться не мог. Естественно, не споря отметками и не называя ни одной фамилии.Большинство десятиклассников с концепцией Быкова не согласны. «Даже сейчас, в современном мире, люди достигают своей цели, становятся счастливыми и чаще всего не обращают внимания на несчастных». «Сегодня очень много людей, живущих только ради своего крыжовника, своей карьеры. Они закрывают глаза на весь окружающий мир».