Па́мятники приро́ды (тип особо охраняемых природных территорий) — единственные в своём роде, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. В качестве памятника природы может охраняться водопад, метеоритный кратер, необычное геологическое обнажение, пещера или, например, редкое дерево. Иногда к памятникам природы относят территории значительных размеров — леса, горные хребты, участки побережий и долин. В таком случае они именуются урочищами или охраняемыми ландшафтами.
Списать текст. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
(1) Солнце уже поднялось над лесом. (2) Иней давно растаял. (3) Небо раскрылось в вышине, прозрачно-льдистое и голубое. (4) Деревья в мокром сияющем золоте склонялись над дорогой. (5) День занялся тёплый, не похожий на осенний.
(6) Левинсон рассеянным взглядом окинул всю эту светлую и чистую, сияющую красоту и не почувствовал её. (7) Увидел свой отряд, измученный и поредевший втрое, уныло растянувшийся вдоль дороги, и понял, как он сам смертельно устал и как бессилен он теперь сделать что-либо для этих людей, уныло плетущихся позади него. (8) Они были ещё единственно не безразличны, близки ему, эти измученные верные люди, ближе всего остального, ближе даже самого себя, потому что он ни на секунду не переставал чувствовать, что он чем-то обязан перед ними; но он, казалось, не мог уже ничего сделать для них, он уже не руководил ими, и только сами они ещё не знали этого и покорно тянулись за ним, как стадо, привыкшее к своему вожаку. (9) И это было как раз то самое страшное, чего он больше всего боялся, когда вчерашним утром думал о смерти Метелицы…
(10) Он пытался взять себя в руки, сосредоточиться на чём-нибудь практически необходимом, но мысль его сбивалась и путалась, глаза слипались, и странные образы, обрывки воспоминаний, смутные ощущения окружающего, туманные и противоречивые, клубились в его сознании беспрерывно сменяющимся, беззвучным и бесплотным роем…
(206 слов) (По А.Фадееву.)
Задания к тексту.
1.Определить связи слов в словосочетаниях:
покорно тянулись – примыкание
к своему вожаку – согласование
не знали этого - управление
2. Из десятого предложения выписать имя существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую: окружающего.
3. Определить образования слова чувствовать: суффиксальный.
4.Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленными распространёнными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения: 7
5.Среди предложений 6-10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения. 9
Па́мятники приро́ды (тип особо охраняемых природных территорий) — единственные в своём роде, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. В качестве памятника природы может охраняться водопад, метеоритный кратер, необычное геологическое обнажение, пещера или, например, редкое дерево. Иногда к памятникам природы относят территории значительных размеров — леса, горные хребты, участки побережий и долин. В таком случае они именуются урочищами или охраняемыми ландшафтами.
Объяснение:
задание №1.
Списать текст. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
(1) Солнце уже поднялось над лесом. (2) Иней давно растаял. (3) Небо раскрылось в вышине, прозрачно-льдистое и голубое. (4) Деревья в мокром сияющем золоте склонялись над дорогой. (5) День занялся тёплый, не похожий на осенний.
(6) Левинсон рассеянным взглядом окинул всю эту светлую и чистую, сияющую красоту и не почувствовал её. (7) Увидел свой отряд, измученный и поредевший втрое, уныло растянувшийся вдоль дороги, и понял, как он сам смертельно устал и как бессилен он теперь сделать что-либо для этих людей, уныло плетущихся позади него. (8) Они были ещё единственно не безразличны, близки ему, эти измученные верные люди, ближе всего остального, ближе даже самого себя, потому что он ни на секунду не переставал чувствовать, что он чем-то обязан перед ними; но он, казалось, не мог уже ничего сделать для них, он уже не руководил ими, и только сами они ещё не знали этого и покорно тянулись за ним, как стадо, привыкшее к своему вожаку. (9) И это было как раз то самое страшное, чего он больше всего боялся, когда вчерашним утром думал о смерти Метелицы…
(10) Он пытался взять себя в руки, сосредоточиться на чём-нибудь практически необходимом, но мысль его сбивалась и путалась, глаза слипались, и странные образы, обрывки воспоминаний, смутные ощущения окружающего, туманные и противоречивые, клубились в его сознании беспрерывно сменяющимся, беззвучным и бесплотным роем…
(206 слов) (По А.Фадееву.)
Задания к тексту.
1.Определить связи слов в словосочетаниях:
покорно тянулись – примыкание
к своему вожаку – согласование
не знали этого - управление
2. Из десятого предложения выписать имя существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую: окружающего.
3. Определить образования слова чувствовать: суффиксальный.
4.Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленными распространёнными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения: 7
5.Среди предложений 6-10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения. 9