Просматривая содержание двухтомника «Избранных произведений» Распутина, думала, с чего начать. Искала по названию, и с конца (привычка такая). Предвкушением чего-то интересного повеяло от «Женского разговора».
Распутин с первых же строк вводит в ситуацию, в которой оказались героини: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт…» Автор использовал привычный сейчас сюжет из жизни. Наверное, именно потому, что привычный, приступает Распутин к нему сразу, без обиняков. Описывает историю девушки вкратце через многоточия и тире: здесь и недоумение родителей - как не заметили, не углядели, и привычно быстрое решение проблемы. Интересно, что тут же, в следующем предложении Распутин пишет о том, как ради электричества «порушили вековечный порядок: затопили поля, луга, сковырнули деревни». Заканчивает предложение снова многоточием. «Когда у города был столь надежный нравственный тыл, как деревня, - пишет В.Распутин, - легче было существовать и ему, городу... Автор словно хочет сказать: то, что с девочкой произошло, тесно связано с разрушением деревни. «Люди внутренне переориентировались: в вере, нравственном и духовном прямостоянии» (из интервью Распутина 1 декабря 2001г.)
Не спится бабушке Наталье, не спится внучке, и за окном жизнь: «Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо…»За окном Ангара, природа – живое существо, она живет, дышит, развивается по своим, не подвластным человеку законам. Обычно пейзажные – то зарисовки и пропускаешь при чтении, а тут перечитать хочется. Кажется, пропустишь что-то, без чего суть не поймешь.
«Не брал сон» бабушку и внучку, разговорились и впервые за два месяца о том, что обеих беспокоило. Начала разговор бабушка, Вика, мне кажется, и не ожидала от «забавной бабушки» что-то важное для себя услышать. «Как ты сама на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!» Внучка воспринимает слова Натальи с раздражением: «Что ты мне свою старину!» Девушка к шестнадцати годам набралась современной «мудрости», которая не считает убийство ребенка чем-то страшным, мол, это раньше было важно, «…сейчас важно, чтобы женщина была лидер». Этими словами Вика как бы подтверждает данную ей характеристику: «Девка рослая, по виду,…но умишко детский, несозревший, голова отстает». Видимо, стараясь соответствовать требованиям времени, старается подогнать себя под себя под придуманные кем-то идеалы. Но не знает как, объяснить некому.
Девочке повезло, что у нее такая бабушка. «Забавная» бабушка не понимает внучку, но в то же время дает точные характеристики современным «идеалам»: «…полная воля. Как у собак!» (говоря о свободных нравах женщин), «терния и трения» - о душевном расколе в душе, «стреленая» вместо внучкиного «целеустремленная». Особенно меня поразила мудрость бабули в словах ее об этих целеустремленных «бабах»: «Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту, цель-то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету не взвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе».
Распутин выступает в роли наставника, учителя: «На холодный ветер выгнали, как собачонку, выгнали человека, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Самая жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого и не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено…»
Наталья, поняв, что не рассказав внучке о себе важного, не получит душевного покоя.
Девочке повезло, что у нее такая бабушка. Она своими немудреными, забавными словами объяснила многое, мне кажется, шанс дала «поправиться» на нужный путь. « Распутин считает, что случайно или не случайно человек может выпасть из общества. Каждый человек должен соблюдать нормы человеческого рода. Если правила рода нарушаются, то человек превращается в животное».
«Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь». Последние слова , сказанные бабушкой как наставление, наставление Распутина. Как и в большинстве своих произведений В.Распутин обращается в «Женском разговоре» к пожилым персонажам. Их глазами смотрит на современное общество, их словами объясняет, учит.
У девочки бабушка замечательная, не у всех такая есть.
Используя цитаты из рассказа, несколько раз натыкалась на сообщения компьютера о том, что то-то и то-то слово просторечное, рекомендуется заменить. Распутин пишет языком , «вынесенным из деревни», он (за неимением такой бабушки) ее же словами будет для кого-то (и для меня) этой бабушкой, научит, как жить.
Просматривая содержание двухтомника «Избранных произведений» Распутина, думала, с чего начать. Искала по названию, и с конца (привычка такая). Предвкушением чего-то интересного повеяло от «Женского разговора».
Распутин с первых же строк вводит в ситуацию, в которой оказались героини: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт…» Автор использовал привычный сейчас сюжет из жизни. Наверное, именно потому, что привычный, приступает Распутин к нему сразу, без обиняков. Описывает историю девушки вкратце через многоточия и тире: здесь и недоумение родителей - как не заметили, не углядели, и привычно быстрое решение проблемы. Интересно, что тут же, в следующем предложении Распутин пишет о том, как ради электричества «порушили вековечный порядок: затопили поля, луга, сковырнули деревни». Заканчивает предложение снова многоточием. «Когда у города был столь надежный нравственный тыл, как деревня, - пишет В.Распутин, - легче было существовать и ему, городу... Автор словно хочет сказать: то, что с девочкой произошло, тесно связано с разрушением деревни. «Люди внутренне переориентировались: в вере, нравственном и духовном прямостоянии» (из интервью Распутина 1 декабря 2001г.)
Не спится бабушке Наталье, не спится внучке, и за окном жизнь: «Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо…»За окном Ангара, природа – живое существо, она живет, дышит, развивается по своим, не подвластным человеку законам. Обычно пейзажные – то зарисовки и пропускаешь при чтении, а тут перечитать хочется. Кажется, пропустишь что-то, без чего суть не поймешь.
«Не брал сон» бабушку и внучку, разговорились и впервые за два месяца о том, что обеих беспокоило. Начала разговор бабушка, Вика, мне кажется, и не ожидала от «забавной бабушки» что-то важное для себя услышать. «Как ты сама на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!» Внучка воспринимает слова Натальи с раздражением: «Что ты мне свою старину!» Девушка к шестнадцати годам набралась современной «мудрости», которая не считает убийство ребенка чем-то страшным, мол, это раньше было важно, «…сейчас важно, чтобы женщина была лидер». Этими словами Вика как бы подтверждает данную ей характеристику: «Девка рослая, по виду,…но умишко детский, несозревший, голова отстает». Видимо, стараясь соответствовать требованиям времени, старается подогнать себя под себя под придуманные кем-то идеалы. Но не знает как, объяснить некому.
Девочке повезло, что у нее такая бабушка. «Забавная» бабушка не понимает внучку, но в то же время дает точные характеристики современным «идеалам»: «…полная воля. Как у собак!» (говоря о свободных нравах женщин), «терния и трения» - о душевном расколе в душе, «стреленая» вместо внучкиного «целеустремленная». Особенно меня поразила мудрость бабули в словах ее об этих целеустремленных «бабах»: «Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту, цель-то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету не взвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе».
Распутин выступает в роли наставника, учителя: «На холодный ветер выгнали, как собачонку, выгнали человека, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Самая жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого и не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено…»
Наталья, поняв, что не рассказав внучке о себе важного, не получит душевного покоя.
Девочке повезло, что у нее такая бабушка. Она своими немудреными, забавными словами объяснила многое, мне кажется, шанс дала «поправиться» на нужный путь. « Распутин считает, что случайно или не случайно человек может выпасть из общества. Каждый человек должен соблюдать нормы человеческого рода. Если правила рода нарушаются, то человек превращается в животное».
«Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь». Последние слова , сказанные бабушкой как наставление, наставление Распутина. Как и в большинстве своих произведений В.Распутин обращается в «Женском разговоре» к пожилым персонажам. Их глазами смотрит на современное общество, их словами объясняет, учит.
У девочки бабушка замечательная, не у всех такая есть.
Используя цитаты из рассказа, несколько раз натыкалась на сообщения компьютера о том, что то-то и то-то слово просторечное, рекомендуется заменить. Распутин пишет языком , «вынесенным из деревни», он (за неимением такой бабушки) ее же словами будет для кого-то (и для меня) этой бабушкой, научит, как жить.