На современном этапе развития общества положение о том, что каждый человек, тем более будущий учитель, должен грамотно писать, не требует аргументации. Сейчас проблема орфографической грамотности встает все острее. Причиной этого является неудовлетворительная подготовка по русскому языку, недостаточно развития устная и письменная речь. Уровень элементарной грамотности, в том числе и орфографической, связывается не только с общей подготовкой по русскому языку, но и с нравственным обликом человека, с его культурой. Поэтому неслучайно в подготовке будущих учителей особое внимание уделяется формированию орфографических и пунктуационных навыков. Кроме уроков русского языка, студенты занимаются на факультативе по орфографии и пунктуации, который призван совершенствовать орфографическую грамотность. Чем же студенты занимаются на факультативе по русскому языку? Кроме того, что они систематизируют свои знания по орфографии и пунктуации, выполняют разнообразные, в том числе творческого характера, упражнения, ведут исследовательскую работу. Студентов интересует проблема орфографической грамотности. Они изучают подробно соответствующую литературу, убеждаясь еще раз, что проблеме орфографической грамотности уделяется достаточное внимание в современной методической литературе. Результатом изучения научно-методической литературы стал реферат «Проблема орфографической грамотности», написанный творческой группой студентов под моим руководством. Кроме теоретического обоснования проблемы орфографической грамотности, студенты проводят небольшие констатирующие эксперименты по выявлению типичных ошибок в своих письменных работах. На основе анализа письменных работ студентов под руководством преподавателя Ермолаевой Н.А было установлено, что самыми частотными являются следующие ошибки: 1) ошибки на безударную гласную; 2) ошибки в написании личных окончаний глаголов; 3) ошибки в слитном и раздельном написании частиц. Результаты исследований позволили сделать вывод о том, что орфографические навыки требуют дальнейшего совершенствования, поэтому факультатив по орфографии и пунктуации просто необходим. На факультативе студенты стараются запомнить алгоритмы основных орфографических правил. Например, алгоритм «Правописание о - ё после шипящих». Алгоритмы стать грамотнее, меньше делать ошибок. В ходе исследований студенты убедились, что большую роль при изучении орфографии играет этимологический анализ. В русском языке очень много слов с непроверяемыми гласными, которые при этимологическом анализе оказываются проверяемыми. На факультативе студенты узнают много интересного. Например, что слово «племянник» исторически связано со словом «племя», слово «простыня» связано со словом «простой», слово «черепица» связано со словом «череп», а слово «мешок»- со словом «мех». Оказывается, в древнерусском языке было слово «раз», которое обозначило «черта». Сейчас в этом значении слово исчезло, но остались родственные - образ, изображение. В ходе исследований студенты обобщили теоретические и практические основы формирования орфографической грамотности, разработали практические рекомендации по ее совершенствованию: 1) систематически работать над допущенными ошибками; 2) запомнить опознавательные признаки орфограмм; 3) систематически упражняться в применении орфографических правил; 4) развивать свою речь, так как орфографический навык представляет собой компонент сознательной речевой деятельности. Данное исследование убедило в том, что совершенствование грамотности - длительный и сложный процесс, в основе которого лежит систематическая и целенаправленная работа по орфографии.
Уровень элементарной грамотности, в том числе и орфографической, связывается не только с общей подготовкой по русскому языку, но и с нравственным обликом человека, с его культурой.
Поэтому неслучайно в подготовке будущих учителей особое внимание уделяется формированию орфографических и пунктуационных навыков. Кроме уроков русского языка, студенты занимаются на факультативе по орфографии и пунктуации, который призван совершенствовать орфографическую грамотность.
Чем же студенты занимаются на факультативе по русскому языку?
Кроме того, что они систематизируют свои знания по орфографии и пунктуации, выполняют разнообразные, в том числе творческого характера, упражнения, ведут исследовательскую работу. Студентов интересует проблема орфографической грамотности. Они изучают подробно соответствующую литературу, убеждаясь еще раз, что проблеме орфографической грамотности уделяется достаточное внимание в современной методической литературе. Результатом изучения научно-методической литературы стал реферат «Проблема орфографической грамотности», написанный творческой группой студентов под моим руководством.
Кроме теоретического обоснования проблемы орфографической грамотности, студенты проводят небольшие констатирующие эксперименты по выявлению типичных ошибок в своих письменных работах. На основе анализа письменных работ студентов под руководством преподавателя Ермолаевой Н.А было установлено, что самыми частотными являются следующие ошибки:
1) ошибки на безударную гласную;
2) ошибки в написании личных окончаний глаголов;
3) ошибки в слитном и раздельном написании частиц.
Результаты исследований позволили сделать вывод о том, что орфографические навыки требуют дальнейшего совершенствования, поэтому факультатив по орфографии и пунктуации просто необходим.
На факультативе студенты стараются запомнить алгоритмы основных орфографических правил. Например, алгоритм «Правописание о - ё после шипящих». Алгоритмы стать грамотнее, меньше делать ошибок.
В ходе исследований студенты убедились, что большую роль при изучении орфографии играет этимологический анализ.
В русском языке очень много слов с непроверяемыми гласными, которые при этимологическом анализе оказываются проверяемыми. На факультативе студенты узнают много интересного. Например, что слово «племянник» исторически связано со словом «племя», слово «простыня» связано со словом «простой», слово «черепица» связано со словом «череп», а слово «мешок»- со словом «мех».
Оказывается, в древнерусском языке было слово «раз», которое обозначило «черта». Сейчас в этом значении слово исчезло, но остались родственные - образ, изображение.
В ходе исследований студенты обобщили теоретические и практические основы формирования орфографической грамотности, разработали практические рекомендации по ее совершенствованию:
1) систематически работать над допущенными ошибками;
2) запомнить опознавательные признаки орфограмм;
3) систематически упражняться в применении орфографических правил;
4) развивать свою речь, так как орфографический навык представляет собой компонент сознательной речевой деятельности.
Данное исследование убедило в том, что совершенствование грамотности - длительный и сложный процесс, в основе которого лежит систематическая и целенаправленная работа по орфографии.