. Сочинение -рассуждение на основе прочитанного текста (9.3) Добрый день, ребята, сегодня по плану – урок развития речи, а именно – написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ И КОММЕНТАРИИ к ним вы можете также найти в своём сборнике «Русский язык. ОГЭ -2021», на стр. 321 – 330 в приложении 2.
Для комфортного прочтения данный текст найдите в Интернете.
Объём – 75-90-100 слов. Не менее 70.
Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.
(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.
(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.
(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.
— (24)Заблудились?
—(25)Мне надо на Кара – Сук, – сказал Сергей.
—(26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?
— (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.
— (29)Случается… (30)Есть хотите?
—(31)Хочу.
(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.
— (33)Ты, что же, здесь один?
— (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.
— (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.
— (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.
сказал Сергей, протягивая кружку.
(42)Сергей не стал объяснять, что сказал не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.
—(43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.
— (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке…
(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.
(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.
—(52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.
(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.
—(55)Мне пора за огонёк!
(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём. (По В. Крапивину*)
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель, автор книг о детях и для детей.
* Мазанка – дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича.
ПИСАТЬ СТРОГО ПО ОБРАЗЦУ, ЧАСТИ ЧЁТКО ОТДЕЛЯТЬ ДРУГ ОТ ДРУГА.
* Обязательно
Объяснение:
Азербайджан
Азербайджанская Республика, гос-во в Закавказье Впервые упоминается у др.-греч. и латин. авторов как Атропатена; в Иран, источнике III в. Атурпатакан; у более поздних перс, географов Адарбадаган (Азарбадаган), в араб, источниках Адарбаиджан или Азарбаиджан. Последний вариант названия объясняют из перс, как 'собирающий огонь' (азар - 'огонь', бадаган - 'собирающий') и связывают с древним культом поклонения огню.
Албания
Республика Албания, Шкиперия, гос-во на Ю. Европы. Название гос-ва Албания, принятое в России и в др. странах, образовано от названия небольшого племени албаны, жившего в древности на территории страны. Но в самой стране гос-во называют Шкиперия (Shqiperia) по самоназванию основного населения шкипитары (от албан. шкипонь 'понимать'). См. также Тарана.
Ашхабад
Ашгабат, столица Туркменистана. Основан в 1881 г. как укрепление, названное по близлежащему селению Асхабад (турки, 'любимый город'). В 1919 г. переименован в Полторацк в память о председателе Совета народного хозяйства Туркестанской Республики П.Г.Полторацком (1888 -1918). С образованием в 1924 г. Туркменской ССР город стал ее столицей, а в 1927 г. ему было возвращено исконное нац. название, но уже в форме Ашхабад. В 1992 г. в Туркменистане изменена русская передача названия и теперь там вместо Ашхабад принято Ашгабат. В России сохраняется традиц. форма Ашхабад.
Умение ценить поэзию хоть и не является самой важной проблемой общества, но остается довольно-таки насущной. В последнее время молодежь стала больше времени проводить в сети, общаясь с друзьями или просматривая фильмы. Перестав уважать чтение, мы стали более безграмотными, необразованными, душевно ленивыми. А ведь что, как ни книга может указать верный путь найти выход из безвыходного положения?
Е.А.Коренева пишет о том, насколько она была поражена невероятным различием между парнем, который совсем не знаком с творчеством великих поэтов, и девушкой, которая, проникшись произведениями М.Цветаевой, обнимала часть памятника, посвященного знаменитой поэтессы. Автор пишет о том, что "умение ценить поэзию и ее автора, понимать, чувствовать сердцем" и есть настоящая мудрость.
Автор считает, что умение ценить поэзию дается не каждому. Но тот, кто обладает этим даром найти решение любой проблемы, лишь открыв книгу.
С точкой зрения автора невозможно не согласиться. Ведь в книгах порой описывается так много жизненных ситуаций, что ответ на интересующий тебя вопрос приходит сам собой.
Рассуждая над данной проблемой, я вспомнила повесть М. Горького «Мои университеты», где Алёша,главный герой повести, считал, что только поэзия ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, и стать человеком. Несмотря на все жизненные лишения, Алексей Пешков находил свою "тихую гавань", читая книги, знакомясь с творчеством множества поэтов и писателей.
Говоря о поэтах, невозможно не упомянуть личность А.С.Пушкина. Поэт был настолько увлечен поэзией, что за всю свою жизнь собрал несколько тысяч редких книг, собрав свою собственную библиотеку.
Таким образом, хотелось бы сказать, что для того, чтобы стать немного мудрее, умнее, разборчивее в жизни, нужно всего лишь открыть книгу. Ведь именно там порой можно найти тот совет, который в трудную минуту.