Среди ученых нет единства в определении места древнеримской цивилизациив историческом процессе. Одни утверждают, что Рим не имел самостоятельногозначения как цивилизация и представлял юбой кризис античности. Другиеполагают, что Рим -- особая цивилизация с собственной системой ценностей,сложившихся в римской гражданской общине. Каковы же эти ценности? Какоезначение имеют они для понимания пройденного человечеством пути? Систему ценностей древних римлян определял патриотизм, представление обособой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных емупобедах. Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял втом, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни. Общее дело значилобольше личного. Для того чтобы соответствовать этим ценностям, гражданин долженобладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством подчиняться железной дисциплине на войне, власти закона иобычаям предков в мирное время, вести умеренный образ жизни. Распространение рабства, достигшего именно в Риме наивысшего развития,привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Последний считалдля себя зазорным, если его подозревали в "рабских пороках" (ложь, лесть)или "рабских занятиях", включавших в отличие от Греции не только ремесло, нои сочинение пьес, работу скульптора и живописца, игру на сцене. Делами,достойными римлянина, особенно выходца из знатного аристократического рода,признавались только политика, война, законотворчество. Наиболее развитыми элементами римской культуры были право икрасноречие. Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. В нем быларазработана система правовых норм, регулировавших имущественные и другиехозяйственные отношения, связанные с правом собственности, установленыправила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьмасовершенные нормы наследования имущества. Римские юристы делили право начастное, относившееся к "пользе отдельных лиц", и публичное,
Среди ученых нет единства в определении места древнеримской цивилизациив историческом процессе. Одни утверждают, что Рим не имел самостоятельногозначения как цивилизация и представлял юбой кризис античности. Другиеполагают, что Рим -- особая цивилизация с собственной системой ценностей,сложившихся в римской гражданской общине. Каковы же эти ценности? Какоезначение имеют они для понимания пройденного человечеством пути? Систему ценностей древних римлян определял патриотизм, представление обособой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных емупобедах. Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял втом, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни. Общее дело значилобольше личного. Для того чтобы соответствовать этим ценностям, гражданин долженобладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством подчиняться железной дисциплине на войне, власти закона иобычаям предков в мирное время, вести умеренный образ жизни. Распространение рабства, достигшего именно в Риме наивысшего развития,привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Последний считалдля себя зазорным, если его подозревали в "рабских пороках" (ложь, лесть)или "рабских занятиях", включавших в отличие от Греции не только ремесло, нои сочинение пьес, работу скульптора и живописца, игру на сцене. Делами,достойными римлянина, особенно выходца из знатного аристократического рода,признавались только политика, война, законотворчество. Наиболее развитыми элементами римской культуры были право икрасноречие. Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. В нем быларазработана система правовых норм, регулировавших имущественные и другиехозяйственные отношения, связанные с правом собственности, установленыправила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьмасовершенные нормы наследования имущества. Римские юристы делили право начастное, относившееся к "пользе отдельных лиц", и публичное,