Сократить текст, использую приемы сжатия стремление к познанию заложено в натуре человека. эта потребность сильнее любых страхов. прометей похитил огонь, принес его людям. боги жестоко и навечно наказали его за это. и ева вкусили яблоко с древа познания, и уже новый библейский бог жестоко и навечно приговорил их к мукам. легенда повторилась. познание наказывается и требует жертв. знание надо оплачивать. приобретая понимание природы, власть над ней, люди чего-то лишаются, не временно, а навсегда. это потери вечные, приносящие муки и страдания. человек выделился как человек в процессе познания природы. познавая её, он осознавал себя как мыслящее, творящее существо. познание доставляло подлинное удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. и потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. он творец, он создатель, он бог. человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами. а теми, кто создал топор, колесо, самолет. кто нашел злаки, следил за . кто открыл железо, , радиоволны. когда человек, наблюдая за , постиг огромность мира, он испытал сознание своего ничтожества. безмерность вселенной обескуражила его краткостью собственной жизни. когда он открыл, что молния – это всего лишь электрический разряд, он испытал разочарование. ещё одним чудом стало меньше. считается, что наука не может не заботиться о пользе, и это правильно. но есть ученые, которые изучают природу не потому, что это полезно, а потому, что природа прекрасна. и это чувство, наверное, необходимо для науки. есть нечто более ценное, чем добыча результата, и даже важнее, чем поиски истины. это сам процесс творчества, самоотдача.