Солнце и радуга Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца. дуга — радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась Услышало эти речи солнышко и говорит: "Ты красива - Хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу — и раду- но ведь без меня и радуги не бывает". А радуга только смеётся да пуще ги как не бывало. (К. Д. Ушинский) НУЖНО СДЕЛАТЬ РАЗОБРАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ И Т.Д. КОРОЧУ ВОТ ТАК
Главное произведение Радищева « Путешествие из Петербурга в Москву» - книга ,написанная в форме путевых заметок от лица путешественника, проезжавшего в почтовой карете из одной столицы Российской империи в другую. Без розовых очков взглянул Радищев на русскую действительность своего времени и с исключительной смелостью подверг осуждению и царящий в России политический деспотизм, и ужасающее положение крестьян. Круг вопросов ,охваченных Радищевым в его книге , исключительно широк. Радищев, имевший специальное образование юриста, был также выдающимся экономистом, философом, историком. Его книги - истинная энциклопедия Просвещения 18 века.
1)Для каких целей использовался старославянский язык? Почему он оказал влияние на развитие письменной разновидности русского литературного языка?
Возникновение старославянского языка и славянской письменности связано с историческими условиями жизни славян, в частности, борьбой западных славян против Священной Римской империи (с целью примирения была организована миссия в Моравию Мефодия и Константина, последний к тому времени уже начал составлять азбуку (глаголицу или кириллицу - историки спорят). Они готовили переводы канонической литературы на язык славян). Осуществляя переводы, Константин ориентировался и на разговорный славянский диалект. Источник кириллицы – византийский унциал, уставное письмо. Таким образом, старославянский язык – это язык греческой, византийской традиции, при для записи славянской речи. Старославянский язык – это начало и основа славянской письменности как таковой. Первые памятники (надписи) датированы 943 г. Так как письменность в основном существовала и развивалась в русле переписи церковнославянских текстов, сначала «грамматика» была очень канонична. С переходом к форме древнерусского языка «уставность» ослабела, и письменность стала употребляться в разговорной и официально-деловой переписке (берестяные грамоты). Развитие письменности в дальнейшем потребовало создание грамматик, записи правил. Чтобы язык стал таким, в какой форме мы используем его сейчас, ему пришлось претерпеть множество изменений: иноземные вторжения оставляли след, присутствие множества диалектов, популярные иностранные языки (французский в 19 веке знали лучше, чем русский) с их заимствованиями и т.д., но основа соременного русского языка восходит грамматическим строем и основными лексическими значениями к строю старославянского языка.
2) Назовите основные переноса значения слова. Какие тропы в литературном языке используют эти создания переносного значения слова? Приведите примеры.
На основании признака, по которому значние одного слова присваивается другому, различают три типа переноса значения слова: метафора, метонимия, синекдоха.
Метафора – перенос значения с одного предмета на другой по признаку сходства: формы, цвета, характера, функции, оценки, звука и др. Например: застучал дождь, кольцо дыма, золотые руки, крыло самолета, ножка стула, ясным языком.
Метонимия – перенос значения с одного предмета на другой по смежности, например, (играли Островского (произведения по имени автора), завоевал золото (награда по названию материала), класс делает контрольную (название места, где люди).
Синекдоха - это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, голова – плод и умный человек, все флаги в гости едут к нам (название страны ассоциируется с флагом).
3) Как называются слова, образующие данный ряд? В чем их сходство и чем они отличаются друг от друга? Дополните ряд своими примерами? победить- разбить- сломить- восторжествовать- превозмочь.
С точки зрения семантических отношений языковых единиц это синонимы. Но по степени проявления признака они различны. В данном ряду проявление признака идет по возрастающей. Такие синонимичные (и не только) ряды в художественной литературе образуют градацию, стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений (климакс) или реже — с нисходящим (антиклимакс).
«Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Догоню. Доконаю. Замучу» (В.В. Маяковский).
4) Вставьте пропущенные безударные гласные в корне и укажите: а) в какой группе нет ни одного исконно русского слова с полногласным корнем; б)в какой группе есть два слова, в которых можно проверить обе гласные корня; в) в какой группе у двух слов есть неполногласные варианты корня.
а-3; положить(стык приставки и корня), столовая(стык корня и суффикса), водоросли (стык корней через интерфикс ), измерение(стык корня и суффикса), гололёд(стык корней через интерфикс), породниться(стык приставки и корня).
1)Для каких целей использовался старославянский язык? Почему он оказал влияние на развитие письменной разновидности русского литературного языка?
Возникновение старославянского языка и славянской письменности связано с историческими условиями жизни славян, в частности, борьбой западных славян против Священной Римской империи (с целью примирения была организована миссия в Моравию Мефодия и Константина, последний к тому времени уже начал составлять азбуку (глаголицу или кириллицу - историки спорят). Они готовили переводы канонической литературы на язык славян). Осуществляя переводы, Константин ориентировался и на разговорный славянский диалект. Источник кириллицы – византийский унциал, уставное письмо. Таким образом, старославянский язык – это язык греческой, византийской традиции, при для записи славянской речи. Старославянский язык – это начало и основа славянской письменности как таковой. Первые памятники (надписи) датированы 943 г. Так как письменность в основном существовала и развивалась в русле переписи церковнославянских текстов, сначала «грамматика» была очень канонична. С переходом к форме древнерусского языка «уставность» ослабела, и письменность стала употребляться в разговорной и официально-деловой переписке (берестяные грамоты). Развитие письменности в дальнейшем потребовало создание грамматик, записи правил. Чтобы язык стал таким, в какой форме мы используем его сейчас, ему пришлось претерпеть множество изменений: иноземные вторжения оставляли след, присутствие множества диалектов, популярные иностранные языки (французский в 19 веке знали лучше, чем русский) с их заимствованиями и т.д., но основа соременного русского языка восходит грамматическим строем и основными лексическими значениями к строю старославянского языка.
2) Назовите основные переноса значения слова. Какие тропы в литературном языке используют эти создания переносного значения слова? Приведите примеры.
На основании признака, по которому значние одного слова присваивается другому, различают три типа переноса значения слова: метафора, метонимия, синекдоха.
Метафора – перенос значения с одного предмета на другой по признаку сходства: формы, цвета, характера, функции, оценки, звука и др. Например: застучал дождь, кольцо дыма, золотые руки, крыло самолета, ножка стула, ясным языком.
Метонимия – перенос значения с одного предмета на другой по смежности, например, (играли Островского (произведения по имени автора), завоевал золото (награда по названию материала), класс делает контрольную (название места, где люди).
Синекдоха - это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, голова – плод и умный человек, все флаги в гости едут к нам (название страны ассоциируется с флагом).
3) Как называются слова, образующие данный ряд? В чем их сходство и чем они отличаются друг от друга? Дополните ряд своими примерами? победить- разбить- сломить- восторжествовать- превозмочь.
С точки зрения семантических отношений языковых единиц это синонимы.
Но по степени проявления признака они различны. В данном ряду проявление признака идет по возрастающей. Такие синонимичные (и не только) ряды в художественной литературе образуют градацию, стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений (климакс) или реже — с нисходящим (антиклимакс).
«Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Догоню. Доконаю. Замучу» (В.В. Маяковский).
4) Вставьте пропущенные безударные гласные в корне и укажите:
а) в какой группе нет ни одного исконно русского слова с полногласным корнем;
б)в какой группе есть два слова, в которых можно проверить обе гласные корня;
в) в какой группе у двух слов есть неполногласные варианты корня.
1. хорошо, черепной, борона, полоса, сковорода, черешня, железо
2. скоморох, соловей, горожанин, хворостина, холостой, порог, молочный.
3. положить, столовая, водоросли, измерение, гололёд, породниться.
ответы:
а-3; положить(стык приставки и корня), столовая(стык корня и суффикса), водоросли (стык корней через интерфикс ), измерение(стык корня и суффикса), гололёд(стык корней через интерфикс), породниться(стык приставки и корня).
б. -1; пОлоса – пОлосы, полОса – полОска; бОрона – бОрону, борОна – борОн.
в. -2. Горожанин – гражданин; молочный – млечный.