Карточка № 1 Расставить знаки препинания. Записать схему прямой речи. Подчеркнуть в словах автора глаголы "говорения" или слова, сопровождающие речь, обозначающие процесс речи, мышления.
1. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов говорил: "Смутно пишут о том, что смутно себе представляют."
А: "П".
2. "Защити меня, Боже, от фальшивых друзей, - сказал однажды Александр Македонский. - От явных моих врагов я и сам сумею себя защитить."
"П, - а. - П".
3. Чайковский утверждал: "Для творчества необходимо не только вдохновение, но и труд".
А: "П".
4. "Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума", - сокрушался древнегреческий писатель Еврипид.
"П", - а.
5. "Достойная смерть, - писал древнеримский историк Тацит, - лучше постыдной жизни".
"П, - а, - п".
6. "Я знаю только то, что ничего не знаю," - часто повторял древнегреческий философ Сократ. - Другие даже и этого не знают".
"П, - а. - П".
Задание 2: придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения.
Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе.
1. "Копаясь в старых бумагах, - взволнованно сказал дед Максим, - я нашел интереснейшие письма".
2."Где начинается наша река? - спросил учитель географии, наш экскурсовод. - Надо обязательно добраться до ее истоков".
3."Тише! Слышите, как заливается соловей?" - неожиданно перебил наш разговор любознательный Ваня.
Карточка № 2. Расставить знаки препинания в предложениях, запишите схемы предложений 3,4,5,6
1. Я только что начал писать новую главу романа, но вдруг свет погас, и в комнате стало темно.
2. К счастью, мой сосед был электромонтером и быстро вернул мне свет, чтобы я мог дослушать телевизионный концерт классической музыки.
3. Я спросил его: "Между прочим, вы знаете, кто такой Паганини?"
4. "Знаю, - ответил он, - композитор. А почему вы об этом спросили? "
5. "Может быть, вы скажете, - продолжал я, - какой это инструмент? "
6." Обязательно послушайте концерт завтра: будут передавать Паганини, - сказал на прощание монтер. - Сегодня был Моцарт".
Схемы:
3. А: "П?"
4. "П, - а, - п?"
5. "П, - а, - п".
6."П, - а. - П".
Объяснение: нужно помнить, что постановка знаков препинания в подобных предложениях зависит от того, где находится прямая речь по отношению к словам автора.
ответ: Прямая речь ( проверочная работа).
Карточка № 1 Расставить знаки препинания. Записать схему прямой речи. Подчеркнуть в словах автора глаголы "говорения" или слова, сопровождающие речь, обозначающие процесс речи, мышления.
1. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов говорил: "Смутно пишут о том, что смутно себе представляют."
А: "П".
2. "Защити меня, Боже, от фальшивых друзей, - сказал однажды Александр Македонский. - От явных моих врагов я и сам сумею себя защитить."
"П, - а. - П".
3. Чайковский утверждал: "Для творчества необходимо не только вдохновение, но и труд".
А: "П".
4. "Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума", - сокрушался древнегреческий писатель Еврипид.
"П", - а.
5. "Достойная смерть, - писал древнеримский историк Тацит, - лучше постыдной жизни".
"П, - а, - п".
6. "Я знаю только то, что ничего не знаю," - часто повторял древнегреческий философ Сократ. - Другие даже и этого не знают".
"П, - а. - П".
Задание 2: придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения.
Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе.
1. "Копаясь в старых бумагах, - взволнованно сказал дед Максим, - я нашел интереснейшие письма".
2."Где начинается наша река? - спросил учитель географии, наш экскурсовод. - Надо обязательно добраться до ее истоков".
3."Тише! Слышите, как заливается соловей?" - неожиданно перебил наш разговор любознательный Ваня.
4. "Ну, барин, беда: буран!" - восклицает ямщик, погоняя лошадей. (П.)
Карточка № 2. Расставить знаки препинания в предложениях, запишите схемы предложений 3,4,5,6
1. Я только что начал писать новую главу романа, но вдруг свет погас, и в комнате стало темно.
2. К счастью, мой сосед был электромонтером и быстро вернул мне свет, чтобы я мог дослушать телевизионный концерт классической музыки.
3. Я спросил его: "Между прочим, вы знаете, кто такой Паганини?"
4. "Знаю, - ответил он, - композитор. А почему вы об этом спросили? "
5. "Может быть, вы скажете, - продолжал я, - какой это инструмент? "
6." Обязательно послушайте концерт завтра: будут передавать Паганини, - сказал на прощание монтер. - Сегодня был Моцарт".
Схемы:
3. А: "П?"
4. "П, - а, - п?"
5. "П, - а, - п".
6."П, - а. - П".
Объяснение: нужно помнить, что постановка знаков препинания в подобных предложениях зависит от того, где находится прямая речь по отношению к словам автора.
Карточка 1 - 2,5
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.
3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.
Карточка 2 - 4, 5
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Для развития личности полезны и искусство, и наука, и жизненный опыт.
2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение, так и уважение окружающих.
5) Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны, и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.
Карточка 3 - 2, 5
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами и валами с деревянными оборонительными сооружениями.
2) Много желал, да ничего не поймал.
3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.
4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад.
5) Поднялась луна, и тени стали чётче и длиннее.
Карточка 4 - 2,3
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного, сказанного и несказанного.
3) Царило безмолвие, и солнце погружалось в пепел туч.
4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
Карточка 5 - 1,3
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи, так и к графике.
2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
3) ответы вы можете дать или в устной, или письменной форме.
4) Арбуз и спел, и сахарист, и очень вкусен.
5) Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.