Соотнесите определения с соответствующими заимствованными словами. 1. Союз на основе договорных обязательств. 2. Информационное совещание представителей прессы, на котором уполномоченным лицам излагается определенная позиция. 3. Процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства. 4. Нововведение. 5. Клевета. 6. Правящие и привилегированные группы общества, а также вся система власти и управления, с которой они осуществляют свое господство. 7. Правило, то, что стало традиционным и общепринятым. 8. Неограниченные полномочия (для совершения конкретных действий поверенным от имени доверителя). 9. Общее согласие по спорным вопросам. 10. Незанятая должность. 11. Продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран. 12. Необходимость выбора из двух возможностей. 13. Авторские права, защищенные законом. 14. Законный. 15. Умонастроения, определенный уровень общественного и индивидуального сознания и связанный с ним спектр жизненных позиций, культуры и моделей поведения. 16. Специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов. 17. Человек, разбогатевший на спекуляциях и пробившийся в высшие слои общества; богач-выскочка. 18. Репутация. 19. Правовое положение, состояние. 20. Неуспех, провал. 21. Расширение сферы влияния. 22. Сфера полномочий данного государственного органа.
1. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил Марью Ивановну в руках разбойников.
2. На ярмарке случилось странное происшествие: всё наполнилось слухом, что между возов появилась красная свитка.
3. Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать - ноги не повиновались.
4. Об одном вас: стреляйте скорее.
5. Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.
6. Шестнадцать лет служу - такого со мной не случалось.
7. Берегов не видать: их скрыла ночь, и оттолкнули куда-то широкие волны разлива.
8. Руки коченели, дыхание прерывалось, хрипела грудь.
9. Снимок точно был замечательный: изумлённое распухшее лицо плавало в сероватой мути.
10. Я когда-то думал: проберусь в Петербург, подниму восстание.
11. В эти годы письма шли долго - только в июле пришёл ответ.
12. Ганин не мог уснуть: в ногах бегали мурашки, и подушка мучила голову.
13. Сережка промолчал: он не любил словесных клятв и заверений.
14. В полдень пройти по мертвой улице - человека не встретишь.
15. Стемнеет - по связи придёте.
Объяснение:
) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большой пространстве. (2) Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3) Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.
(4) Дом наш! (5) Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших и до нас! (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. (7) И не только произведений гениев! (8) Сколько обычаев, милых традиций. (9) Сколько всего накоплено, сохранено. (10) Сколько возможностей. (11) Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12) Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности.
(13) И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14) Это можно легко доказать математически. (15) Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.
(16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)!
(17) Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!
30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 15 2) 3 3) 6 4) 12
В 1. Из предложений 13-17 выпишите слово, образованное переходом из одной части речи в другую.
В 2. Из предложений 1-4 выпишите причастие.
В 4. Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
В 5. Среди предложений 11-17 найдите простое(-ые) односоставное(-ые) назывное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
В 6. Среди предложений 4-12 найдите предложение с обособленными определением. Напишите номер этого предложения.
В 7. Среди предложений 1-12 найдите сложноподчиненное(-ые) предложение(-я) с придаточным изъяснительным. Напишите номер(-а) этих предложений.
В 8. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В 9. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания 29-37. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Д.С. Лихачев призывает читателей разделить его эмоции по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Для привлечения внимания читателя автор использует в предложениях 4, 5 и 16. Сравнивая нашу Землю с собранием превосходных экспонатов, он использует в предложении 17. Противопоставляя земное космическому, автор прибегает к в предложении 1.
Список терминов:
1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологизм 4) ирония
5) метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор 9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения 11) антитеза 12) эпитет