Соотнесите условия обособлений приложений и примеры.
Приложение имеет добавочное обстоятельственное значение
Приложение стоит после определяемого существительного
Приложение относится к личному местоимению
Приложение относится к имени собственному и стоит после него
Книги Антуана де Сент-Экзюпери – поэта, мыслителя и пилота – написаны с безмерной любовью к жизни, с чувством великой ответственности перед людьми.
Человек отзывчивый, инженер не мог поступить иначе.
Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседской старушке.
Он, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке
проведем эксперимент. возьмем первую фразу какого-либо произведения и задумаемся: какой должна быть следующая фраза? конечно, мы не сможем угадать предложение дословно. но сказать, о чем будет следующая фраза, нам вполне по силам. для этого надо внимательно вдуматься в первую фразу, проанализировать ее.
итак, начали.
погода вначале была хорошая, тихая.
это первая фраза рассказа а.п. чехова "студент". о чем может идти речь дальше?
разумеется, о погоде. в первом предложении строем фразы подчеркнуты сказуемыехорошая и тихая. и естественно, читатель ждет продолжения - что значит хорошая итихая? и действительно интуиция нас не обманывает. далее у чехова читаем:
кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело.
однако и здесь не ощущается полной законченности мысли. что-то еще недосказано. но что?
вернемся снова к первой фразе. погода вначале была хорошая, тихая. здесь важно наречие вначале. оказывается, хорошей и тихой погода была только вначале. значит, затем она изменилась. как изменилась? структура и смысл первой фразы содержат противопоставление, предполагают дальнейшее но: погода была хорошая и тихая, но только вначале. в хорошей художественной прозе не может быть случайных слов. если сказано вначале, мы ждем, что будет потом, затем. и наши читательские ожидания, предположения полностью оправдываются. но появляется в четвертой фразе:
но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло. по лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. запахло зимой.
так заканчивается первый абзац. не будем пока делать выводы. обратим лишь внимание на теснейшую связь предложении.
а вот начало отрывка под названием "дорога из парашина в багрово" из автобиографической книги с.т. аксакова "детские годы багрова-внука":
-Ну нет, Красная Шапочка, на эти муки я вновь себя не отдам. Я по делу. Похищать тебя пришла. Ну-ка, полезай в мешок! - Баба-Яга достала из-за пазухи выше названный предмет. Красная Шапочка лезть туда, конечно, не собиралась.
-Постой, Баб-Яга, я сегодня не могу. Тест по русскому! Не напишу - получу четверку в триместре, а мне это совсем не надо. - девочка развела руками - Ты уж прости, но мама с бабушкой гуманитарии, как я их подведу?
-Вот уж беда-а. - Баба-Яга понимающе кивнула - Ты думаешь я просто так в 9-м классе учебу бросила? Нет же. Еще мама, и мама мамы, мама мамы мамы бросили учиться в 9-м.
Баба Яга задумалась.
-А давай, я волка на твою бабушку натравлю? Ох, и не любит же он бабушек. Ну, как не любит... Кушать-то любит, а так, чтобы они существовали - нет. Тем более, он технарь. Ты только упомяни при нем гуманитария!..
-Знаешь, Баба-Яга, не по мне это. Жестоко слишком. - Красная Шапочка решила еще дальше уйти от темы со своим похищением - Давай тебе лучше преемницу найдем!
Так в школе был объявлен конкурс на Внучку-Ягу.
***
-Следующая! - Баба-Яга лениво постукивала ручкой по столу - Шапочка, еще немного и я начну их есть. Надоели!
В актовый зал зашла учительница физкультуры.
-Так! Что это за самодеятельность! Красная, ты почему мой урок сегодня прогуляла! Мы через козла же прыгали! А ты не прыгала! Еще раз не придешь - подвешу на канате!
Баба-Яга вскочила и прижала руки к груди.
-Вот! Вот она - моя преемница! Ах, не надо мне внучку, мне дочь-Ягу надо! Уважаемая, переезжайте ко мне! Мы этим детям отомстим!
Вот так два одиночества нашли друг друга. А Красная Шапочка продолжила вышивать крестиком, заниматься боксом и учиться в школе..