Сор по литературному чтению Прочитай текст «Мальчик-Огонѐк» Э. Киселѐва
МАЛЬЧИК-ОГОНЁК
Жил на свете маленький горячий Огонѐк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, всѐ, как у ребят.
Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил еѐ об этом), но сказала, что от всех ребят Огонѐк будет тем отличаться, что если попадѐт в воду – погаснет, и не будет ни мальчика, ни Огонька.
Вот так и появился в большом и весѐлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонѐк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонѐк с товарищами не ходил.
Как-то случилось, что Огонѐк был один на берегу реки. Шѐл он и улыбался – просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.
Что делать? Вспомнил Огонѐк слова волшебницы: «Попадѐшь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька», – вспомнил и... бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывѐт он. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам.
Выбрался и погас.
Лежат на песке чѐрные угольки – погасший мальчик-Огонѐк.
Всѐ это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло.
И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнѐм с таким же добрым и мужественным сердцем. (Э. Киселѐв)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходили события, описанные в тексте?
1. Зимой 2. Весной 3. Летом 4. Осенью
2. Подумай, почему слово «Огонёк» автор написал с большой буквы?
3. Запиши самое главное желание Огонька.
4. Отметь название произведения, где превращение в человека тоже сопровождается условием.
1. Х.К. Андерсен – «Русалочка»;
2. А.С. Пушкин – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
5. Восстанови последовательность действий мальчика-Огонька при мальчишки.
1. Выбрался;
2. Бросился;
3. Поддержал;
4. Подплыл;
5. Вытащил;
6. Погас
6. Выпиши из текста слова, характеризующие солнце.
7. Почему Солнце направило свой луч на погасшего мальчика-Огонька?
1. Восстанавливало справедливость;
2. Вознаграждало большое и мужественное сердце;
3. Не хотело видеть чёрные угольки
8. Подумай, какое выражение лучше других понять главную мысль текста?
1. Где отвага, там и победа.
2. Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
3. Большая заслуга – выручить в беде друга.
9. Определи главную мысль текста.
10. Понравилось ли тебе произведение и чем?
Родился 2 июля 1942 года. Бывший депутат ВС СССР. Выпускник Чимкентского педагогического института. Творчество автора переведены на русский и кыргызский языки. Происходит из подрода Кокмурын рода Торы-кыпшак племени Кыпшак[1][2].
В 1989 выступал в Кремле с посланием депутатам ВС СССР о сокрытии фактов насильственного подавления Декабрьских событии 1986 года.
В 2009 году возглавил движение против передачи миллиона гектаров сельскохозяйственных территорий на востоке Казахстана в аренду Китаю.
В 2017 году предложил перевести на латиницу не только казахский, но и русский язык в Казахстане[3].
В 2018 году раскритиковал Мукагали Макатаева, за что был осуждён в интернет обществе.
Творчество Править
1966 — сборник стихов «Счастье»;
1968 — « »;
1970 — «Новолуние»;
1974 — «Орлы не садятся на сопки»;
1975 — повесть «Сейхундария» (древняя легенда о Сырдарье);
1977 — «Царство доверия»;
1979 — «Не любимых не ждут»;
1980 — «Нарынкумская трагедия» о поэте-воине Махамбете;
1984 — «Отрарский дастан о побежденном победителе, или Ошибки Чингисхана» ;
1982 — «Защита любви»;
Чтобы закреплять, добавлять или удалять фрагменты, используйте значок редактирования.Чтобы закрепить фрагмент, нажмите на него и удерживайте. Незакрепленные объекты будут удалены через час.Нажмите на фрагмент, чтобы вставить его в текстовое поле.Знакомьтесь с клавиатурой Gboard! Здесь будет сохраняться текст, который вы копируете.Комикс салу үшін іс-әрекеттердің қандай ретін таңдайсың?
Көңіл-күйін көрсетемін
Жұмысыма тақырып беремін
Материалдар мен құралдарды таңдаймын
Менің комиксімнің сюжетін ашатын кейіпкерлердің ым-ишарасы мен көңіл-күйін ойластырамын
Комиксте түс рөл атқарады
Комикс сюжеті туралы ойлаймын
Комикс композициясы туралы ойланамын
«Бұлттар» қосып, мәтінін ойластырамын
Кішігірім нобай орындаймын