СОР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС <br />
Время выполнения: 60 минут <br />
Задание 1. Прочитай два текста. Установи соответствие.<br />
Текст№1 <br /><br />
Реки засыпают с вечера. Маленькие пораньше, большие попозже. Реки великие засыпают за полночь. Чем больше река, тем больше у неё дел.<br />
Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И тогда услышишь: осока шушукает, под корягой кто-то с боку на бок ворочается, никак не уляжется. Таращит в испуге большие глаза, но вот уже и ромашек не видно. Осока угомонилась, под корягой улеглось. И тут пролетит над рекой ночная птица. Пролетит бесшумно, но где-то в полях крикнет: проверяет крепок ли сон сегодня.<br /><br />
Текст 2<br /><br />
На Земле много крупных и мелких рек. Маленькие ручьи, сливаясь друг с другом, образуют речки, которые также соединяются и формируют крупные полноводные реки. Их называют главными. Они несут в себе водные потоки всей речной системы. А реки, впадающие в главную, называют притоками. <br /><br />
1. Определи типы текстов. Запиши <br /><br />
Нехудожественный Художественный <br /><br />
Задание 2. Прочитай два текста. Сравни тексты. Результаты сравнения запиши<br /><br />
Тема (запишите тему каждого текста) <br /><br />
Основная мысль (запишите основную мысль каждого текста) <br /><br />
Ключевые слова (запишите по 4-5 ключевых слов каждого текста) <br /><br />
Сравниваем тексты и определяем их стиль: текст-нехудожественный или текст-художественный <br /><br />
Задание 3. Определи грамматическую основу языка. <br /><br />
Низкое солнце ослепительно било в глаза. <br /><br />
а) низкое солнце<br />
б) солнце било<br />
в) ослепительно било<br /><br />
Задание 4. Укажи в предложении второстепенные члены предложения.<br /><br />
Тёплый ветерок покачивал деревья. <br /><br />
а) ветерок, покачивал.<br />
б) теплый, ветерок<br />
в) тёплый, деревья<br /><br />
Задание 5. Определи вид предложения по цели высказывания и интонации.<br /><br />
Ночью над рекой опустился туман. <br /><br />
а) повествовательное, невосклицательное<br />
б) во восклицательное.<br />
в) побудительное, восклицательное.
Сложное предложение - предложение, где есть две и более грамматических основы. Не путать с осложнённым! Осложнённое - это простое предложение, но оно может быть осложнено:
• Обособленными обстоятельствами (деепричастные обороты, одиночные деепричастия, сравнения);
• Вводными словами и конструкциями;
• Обращениями;
• Обособленными определениями (причастными оборотами, парными определениями, приложениями);
• Однородными членами предложения
Скобочки - это обозначение частей предложения.
[ ] - так обозначается главная часть (ту, которую нельзя выкинуть и от которой ставится вопрос, или же в ней есть слово, от которой задаём вопрос)
( ) - так обозначается зависимая (она же придаточная) часть (та, к которой ставим вопрос и которую можно убрать из предложения без потери смысла)
Например:
[Я влюблён в девушку], (которую увидел на остановке).
Девушку какую? Задаём вопрос от слова из части я влюблён в девушку - значит, эта часть главная, а которую увидел на остановке - придаточная. Придаточную можно убрать. Проверяем:
Я влюбился в девушку.
Всё в порядке. А если уберём главную:
Которую увидел на остановке.
Получается какая-то бессмыслица.