В 60-е годы в России начинается процесс возвращения из Сибири декабристов, поэтому писатели и поэты вновь возвращаются к теме декабристского восстания. В начале 70-х годов Н.А. Некрасов, размышляя о декабристском восстании на Сенатской площади Санкт-Петербурга, пишет поэму «Русские женщины», главными героями которой стали две русские княгини: Е. Трубецкая и М. Волконская, отправившиеся за своими мужьями на каторгу в Сибирь и, следовательно, добровольно лишившиеся всех наследственных прав. О подвиге русской женщины пишет Н.А. Некрасов в своей поэме. Проиллюстрируем это на примере анализа поступка княгини Трубецкой из первой части произведения. Екатерина Ивановна Трубецкая последовала за своим сосланным мужем в Сибирь на каторгу после декабристского восстания в 1826 году, где и умерла в 1853 году. Поэт описывает сложное психологическое состояние героини перед поездкой, трудность принимаемого решения: Не плачу я, но не легко С тобой расстаться мне! Так говорит княгиня своему графу-отцу, который «творя молитву, образок повесил в правый уголок и – зарыдал…». Прося прощение у отца, княгиня говорит о долге, который зовет ее в путь, это долг перед мужем, перед Богом. Путешествие героини длится несколько месяцев. О трудностях, выпавших на долю женщины, говорит тот факт, что Княгинин спутник так устал, Что под Иркутском захворал. Губернатор, лично встретивший графскую дочь, пугает ее страшными последствиями совершаемого поступка: говорит о дурной дороге, опасной езде, о том горе, которое причинила княгиня своему отцу, о возможности лишения ее всех привилегий. Губернатор Иркутска, характеризуя край, где отныне собирается жить княгиня Трубецкая, описывает бесплодность земли, затянувшуюся до восьми месяцев зиму, ужасы тюремного дома, глубокие рудники, простую пищу, озлобленность каторжников. Но тяжелая участь не пугает русскую женщину, в своем стремлении быть рядом с мужем и разделить его судьбу она идет до конца: Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба – Я буду ей верна! Огромно желание княгини в муже гордость и дать силы ему. Если он верит в свое правое дело, то долг жены во всем. Духовная стойкость русской женщины, ее непоколебимость изумили старого генерала: И хоть бы мне не удержать На плечах головы, Я не могу, я не хочу Тиранить больше вас…
О подвиге русской женщины пишет Н.А. Некрасов в своей поэме. Проиллюстрируем это на примере анализа поступка княгини Трубецкой из первой части произведения.
Екатерина Ивановна Трубецкая последовала за своим сосланным мужем в Сибирь на каторгу после декабристского восстания в 1826 году, где и умерла в 1853 году.
Поэт описывает сложное психологическое состояние героини перед поездкой, трудность принимаемого решения:
Не плачу я, но не легко
С тобой расстаться мне!
Так говорит княгиня своему графу-отцу, который «творя молитву, образок повесил в правый уголок и – зарыдал…». Прося прощение у отца, княгиня говорит о долге, который зовет ее в путь, это долг перед мужем, перед Богом. Путешествие героини длится несколько месяцев. О трудностях, выпавших на долю женщины, говорит тот факт, что
Княгинин спутник так устал,
Что под Иркутском захворал.
Губернатор, лично встретивший графскую дочь, пугает ее страшными последствиями совершаемого поступка: говорит о дурной дороге, опасной езде, о том горе, которое причинила княгиня своему отцу, о возможности лишения ее всех привилегий. Губернатор Иркутска, характеризуя край, где отныне собирается жить княгиня Трубецкая, описывает бесплодность земли, затянувшуюся до восьми месяцев зиму, ужасы тюремного дома, глубокие рудники, простую пищу, озлобленность каторжников. Но тяжелая участь не пугает русскую женщину, в своем стремлении быть рядом с мужем и разделить его судьбу она идет до конца:
Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба
– Я буду ей верна! Огромно желание княгини в муже гордость и дать силы ему. Если он верит в свое правое дело, то долг жены во всем. Духовная стойкость русской женщины, ее непоколебимость изумили старого генерала:
И хоть бы мне не удержать
На плечах головы,
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас…