Русский язык – один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Знать язык мало, нужно уметь им пользоваться. Для общения недостаточно владеть большим запасом слов родного языка. Нужно ещё и уметь их правильно соединять, связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли и чувства». Для этих целей в языке немало средств формирования мысли, полного ее выражения. Среди них — лексика, грамматика, синтаксис и пунктуация.
А. Найдите слово с ударением на втором слоге: 1. средства; 2. километр; 3. красивее; 4. мельком. Б. В каком случае нет ошибки в словообразовании и употреблении слов: 1. благодаря обилию снега; 2. наперекор обычая; (правильно обычаю) 3. написал красившее; (правильно красивее) 4. пришёл со школы поздно.(правильно из) В. Найдите неверные утверждения: 1. Причастия имеют такие же времена, что и глаголы. 2. Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения. 3. Частица придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола. 4. Деепричастие имеет признаки глагола и наречия. 5. Сочинительные и подчинительные союзы относятся к одной группе. Г. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов: 1. крича друг другу – наречие; 2. идти впереди колонны – предлог; 3. сделать побольше – прилагательное в сравнительной степени; 4. летучий газ – причастие; 5. в продолжение лета – существительное. Д. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: Приставка, корень, суффикс, суффикс 1. безвозвратный, 2. издавна, 3. подчеркивая, 4. распустил. Часть 2 А. Найдите слово, в котором пишется мягкий знак: 1. течь в лодке; 2. нестись вскачь; 3. много задач; 4. умчаться прочь; 5. разжечь костер. Б. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё: 1. речонка, 2. ещё; 3. окружён; 4. холщовый; 5. лужок. В. Найдите причастие, в котором пишется суффикс –ющ-: 1. клеящие коробку; 2. строящийся дом; 3. лечащий врач; 4. жалящие осы; 5. колющие дрова. Г. Укажите слова, в которых пишется одна буква н: 1. слушал сосредоточенно; 2. девочка умна и воспитана; 3. уставленная вазами; 4. игрушка сломана малышом; 5. маринованные огурцы. Д. Найдите слова, которые пишутся раздельно: 1. вследствие сильных дождей; 2. подняться вверх; 3. повесил на конец мачты; 4. мог рисовать то же самое; 5. шёл, не смотря по сторонам. Е. Найдите слова, которые пишутся слитно: 1. мусор не убран; 2. нескошенная трава; 3. невареные овощи; 4. не завершенная, а начатая работа; 5. написано ничуть не аккуратно; 6. нерешенная задача по химии. Ж. Укажите слова, которые пишутся через дефис: 1. по другому пути; 2. бывал кое-где; 3. скажи-ка об этом; 4. по-осеннему хмурое небо; 5. относиться повнимательнее; 6. заметил ли он. З. В каком предложении на месте точек пишется НН? 1. Кто не смотрел этот фильм, должен его посмотреть. 2. Когда ни придешь к подруге, она болтает по телефону. 3. Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского. 4. Не раз выходил он победителем из боя.
Часть 3. А. Найдите словосочетания «прич.+ сущ.» с главным словом причастием: 1. подписанная работа по математике; 2. освещенный солнцем луг; 3. связанная веревкой сумка; 4. дремлющий высокий камыш; 5. готовящие выступление; 6. пенящиеся морские волны.
Б. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания: 1. Светилась, падая, ракета. 2. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей. 3. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и на старый дворец на острове. 4. Замедляя ход, к станции подошел поезд.
В. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме
, сочинительный союз
1. Грибы составляют питательную вкусную и здоровую пищу, если они употребляются не в излишестве. 2. В небе первые звезды повисли, в окнах тоже горят огоньки. 3. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют. 4. Он улыбается то приветливо и недоверчиво, то презрительно и простодушно. (Сочинительный союз то...то)
Для общения недостаточно владеть большим запасом слов родного языка. Нужно ещё и уметь их правильно соединять, связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли и чувства». Для этих целей в языке немало средств формирования мысли, полного ее выражения. Среди них — лексика, грамматика, синтаксис и пунктуация.
1. средства;
2. километр;
3. красивее;
4. мельком.
Б. В каком случае нет ошибки в словообразовании и употреблении слов:
1. благодаря обилию снега;
2. наперекор обычая; (правильно обычаю)
3. написал красившее; (правильно красивее)
4. пришёл со школы поздно.(правильно из)
В. Найдите неверные утверждения:
1. Причастия имеют такие же времена, что и глаголы.
2. Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения.
3. Частица придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.
4. Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.
5. Сочинительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.
Г. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:
1. крича друг другу – наречие;
2. идти впереди колонны – предлог;
3. сделать побольше – прилагательное в сравнительной степени;
4. летучий газ – причастие;
5. в продолжение лета – существительное.
Д. Найдите слово, строение которого соответствует схеме:
Приставка, корень, суффикс, суффикс
1. безвозвратный,
2. издавна,
3. подчеркивая,
4. распустил.
Часть 2
А. Найдите слово, в котором пишется мягкий знак:
1. течь в лодке;
2. нестись вскачь;
3. много задач;
4. умчаться прочь;
5. разжечь костер.
Б. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё:
1. речонка, 2. ещё; 3. окружён; 4. холщовый; 5. лужок.
В. Найдите причастие, в котором пишется суффикс –ющ-:
1. клеящие коробку;
2. строящийся дом;
3. лечащий врач;
4. жалящие осы;
5. колющие дрова.
Г. Укажите слова, в которых пишется одна буква н:
1. слушал сосредоточенно;
2. девочка умна и воспитана;
3. уставленная вазами;
4. игрушка сломана малышом;
5. маринованные огурцы.
Д. Найдите слова, которые пишутся раздельно:
1. вследствие сильных дождей;
2. подняться вверх;
3. повесил на конец мачты;
4. мог рисовать то же самое;
5. шёл, не смотря по сторонам.
Е. Найдите слова, которые пишутся слитно:
1. мусор не убран;
2. нескошенная трава;
3. невареные овощи;
4. не завершенная, а начатая работа;
5. написано ничуть не аккуратно;
6. нерешенная задача по химии.
Ж. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
1. по другому пути;
2. бывал кое-где;
3. скажи-ка об этом;
4. по-осеннему хмурое небо;
5. относиться повнимательнее;
6. заметил ли он.
З. В каком предложении на месте точек пишется НН?
1. Кто не смотрел этот фильм, должен его посмотреть.
2. Когда ни придешь к подруге, она болтает по телефону.
3. Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского.
4. Не раз выходил он победителем из боя.
Часть 3.
А. Найдите словосочетания «прич.+ сущ.» с главным словом причастием:
1. подписанная работа по математике;
2. освещенный солнцем луг;
3. связанная веревкой сумка;
4. дремлющий высокий камыш;
5. готовящие выступление;
6. пенящиеся морские волны.
Б. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:
1. Светилась, падая, ракета.
2. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
3. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и на старый дворец на острове.
4. Замедляя ход, к станции подошел поезд.
В. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме
, сочинительный союз
1. Грибы составляют питательную вкусную и здоровую пищу, если они употребляются не в излишестве.
2. В небе первые звезды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
3. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.
4. Он улыбается то приветливо и недоверчиво, то презрительно и простодушно. (Сочинительный союз то...то)