1. приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город → при-город,
2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от
— существительных: стол→ стол-ик,
— прилагательных: синий→ син-ев-а, синь—Ø,
— глаголов: бежать→ бег-отн-я, бег—Ø,
— числительных: сто → сот-н-я, двое → двой-н-я,
— наречий: сообща → сообщ-ник, почему → почему-чк-а,
3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от
— существительных: окно→ под-окон-ник,
— глаголов: служить→ со-служи-вец,
— прилагательных: полярный → за-поляр-j-е,
4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь→лес(о)степь,Московский государственный университет→МГУ,
5. усечение: специалист→спец,
6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),
7. сложение с суффиксацией: земля + делать→ земл(е)дел-ец.
Прилагательное
1. приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный → пре-огромный,
(1) Антон Павлович Чехов счИтал, что сознАвать свОё достоинство – значИт увАжать и чУжую личнОсть: полная НЕвозможнОсть оскорбить другого человека ни грубОстью, ни ложью. (2) НЕ заискИвать, НЕ жаловаться на судьбу, НЕ искать сОчувствия, НЕ лезть в чужую душу – вот что входило в понятие достоинства у Чехова. (3) Работать на совесть, выполнять свой внутреННий долг, сОвершать НЕафишируЕмое добро, НЕ ожидая воздаяний и наград. (4) И все эти требования Чехов прЕдъявлял прежде всего к себе самому. (5) Чехов оставил для потомков очень высокую планку нравственного человека.
***Выделенные орфограммы подчеркнуть одной чертой; обозначить морфему, в которой находится орфограмма (¬, ͡ , ˄,□); если в слове есть условия выбора орфограммы, подчеркнуть двумя чертами. __ 2. Тема текста: понятие достоинства у Чехова.
3. Идея текста: надо стремиться к высокой планке нравственного человека, оставленной Чеховым.
4. Тип речи – рассуждение.
5. Стиль речи – публицистический.
6. Номер предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения (+ схема): (2) НЕ заискИвать, НЕ жаловаться на судьбу, НЕ искать сОчувствия, НЕ лезть в чужую душу – вот что входило в понятие достоинства у Чехова. [O, O, O, O – ʘ ═]. * O, O, O, O – однородные подлежащие (обозначить внутри —).
7. Номер предложения, в составе которого есть односоставное назывное предложение: (1) Антон Павлович Чехов считал, что сознавать своё достоинство – значит уважать и чужую личность: полная невозможность оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью.
8. Грамматическая основа назывного предложения: невозможность (подлежащее).
9. Вид сказуемого в предложении 5: простое глагольное.
10. Номер предложения с обособленным обстоятельством: (3) Работать на совесть, выполнять свой внутреННий долг, совершать неафишируемое добро, |не ожидая воздаяний и наград|. (обозначить границы обособленного обстоятельства и подчеркнуть непрерывно |_._._|).
11. Слово (из предл. 4), в котором звуков больше, чем букв: требования [тр᾿э᾿быван᾿ийа].
12. Словосочетание (из предл. 5) с типом связи ПРИМЫКАНИЕ: очень высокую(х).
13. Номер неполного предложения: (3) Работать на совесть, выполнять свой внутренний долг, совершать неафишируемое добро, не ожидая воздаяний и наград.
Существительное
1. приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город → при-город,
2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от
— существительных: стол→ стол-ик,
— прилагательных: синий→ син-ев-а, синь—Ø,
— глаголов: бежать→ бег-отн-я, бег—Ø,
— числительных: сто → сот-н-я, двое → двой-н-я,
— наречий: сообща → сообщ-ник, почему → почему-чк-а,
3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от
— существительных: окно→ под-окон-ник,
— глаголов: служить→ со-служи-вец,
— прилагательных: полярный → за-поляр-j-е,
4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь→лес(о)степь,Московский государственный университет→МГУ,
5. усечение: специалист→спец,
6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),
7. сложение с суффиксацией: земля + делать→ земл(е)дел-ец.
Прилагательное
1. приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный → пре-огромный,
2. суффиксальный, образующий прилагательные от
— прилагательных: синий→ син-еньк-ий,
— существительных: осень → осен-н-ий,
— глаголов: читать→ чита-льн-ый,
— числительных: двое → двой-н-ой,
— наречий: внутри → внутр-енн-ий,
3. приставочно-суффиксальный: берег→ при-бреж-н-ый,
4. сложение: русский + английский→русско-английский;
5. сложение с суффиксацией: кривой + бок→ крив(о)бок—Ø-ий
Числительное
Числительные образуются от числительных следующими
1. суффиксальный: два→ дв-адцать, пять → пят-надцать, два → дв-оj-е,
2. сложение: три + сто→ триста;
Местоимение
Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто → ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь;
Глагол
1. приставочный — от глаголов: бежать → про-бежать,
2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от
— глаголов: перечитать → перечит-ыва-ть, мыть→ мыть-ся,
— прилагательных: красный→ красн-е-ть, видный → видн-е-ть-ся,
— существительных: партизан → партизан-и-ть, толпа → толп-и-ть-ся,
— числительных: двое → дво-и-ть («разделять надвое»),
— междометий: ах → ах-а-ть,
3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от
— существительных: тень → за-тен-и-ть, банкрот → о-банкрот-и-ть-ся,
— прилагательных: прямой → вы-прям-и-ть,
— числительных: трое → у-тро-и-ть,
— глаголов: любить→ недо-любл-ива-ть, прыгать→ рас-прыгать-ся, звонить → пере-зван-ива-ть-ся;
4. сложение: труд + устроить →труд(о)устроить,
5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить→у-мир(о)творить;
Наречие
1. приставочный — от наречий: долго → не-долго, как → кое-как,
2. суффиксальный, которым наречия образуются от
— существительных: зима → зим-ой,
— прилагательных: хороший → хорош-о,
— числительных: три→ тр-ижды,
— глаголов: лежать → леж-а,
— наречий: хорошо→ хорош-енько, как → как-нибудь,
3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от
— прилагательных: новый→ по-нов-ому, давний→ из-давн-а,
— существительных: верх→ в-верх-у,
— числительных: двое→ в-дво-ем,
— глаголов: догонять→ в-догон-ку, скакать → в-скачь-Ø
— наречий: долго → по-долг-у,
4. сложение с суффиксацией: мимо + ходить → мимоход-ом.
Образование слов путём перехода из одной части речи в другую
1. Текст (пропущенные буквы вставлены).
(1) Антон Павлович Чехов счИтал, что сознАвать свОё достоинство – значИт увАжать и чУжую личнОсть: полная НЕвозможнОсть оскорбить другого человека ни грубОстью, ни ложью.
(2) НЕ заискИвать, НЕ жаловаться на судьбу, НЕ искать сОчувствия, НЕ лезть в чужую душу – вот что входило в понятие достоинства у Чехова.
(3) Работать на совесть, выполнять свой внутреННий долг, сОвершать НЕафишируЕмое добро, НЕ ожидая воздаяний и наград.
(4) И все эти требования Чехов прЕдъявлял прежде всего к себе самому.
(5) Чехов оставил для потомков очень высокую планку нравственного человека.
***Выделенные орфограммы подчеркнуть одной чертой;
обозначить морфему, в которой находится орфограмма (¬, ͡ , ˄,□);
если в слове есть условия выбора орфограммы, подчеркнуть двумя чертами.
__
2. Тема текста:
понятие достоинства у Чехова.
3. Идея текста:
надо стремиться к высокой планке нравственного человека, оставленной Чеховым.
4. Тип речи – рассуждение.
5. Стиль речи – публицистический.
6. Номер предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения (+ схема):
(2) НЕ заискИвать, НЕ жаловаться на судьбу, НЕ искать сОчувствия, НЕ лезть в чужую душу – вот что входило в понятие достоинства у Чехова.
[O, O, O, O – ʘ ═].
* O, O, O, O – однородные подлежащие (обозначить внутри —).
7. Номер предложения, в составе которого есть односоставное назывное предложение:
(1) Антон Павлович Чехов считал, что сознавать своё достоинство – значит уважать и чужую личность: полная невозможность оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью.
8. Грамматическая основа назывного предложения:
невозможность (подлежащее).
9. Вид сказуемого в предложении 5:
простое глагольное.
10. Номер предложения с обособленным обстоятельством:
(3) Работать на совесть, выполнять свой внутреННий долг, совершать неафишируемое добро, |не ожидая воздаяний и наград|.
(обозначить границы обособленного обстоятельства и подчеркнуть непрерывно |_._._|).
11. Слово (из предл. 4), в котором звуков больше, чем букв:
требования [тр᾿э᾿быван᾿ийа].
12. Словосочетание (из предл. 5) с типом связи ПРИМЫКАНИЕ:
очень высокую(х).
13. Номер неполного предложения:
(3) Работать на совесть, выполнять свой внутренний долг, совершать неафишируемое добро, не ожидая воздаяний и наград.