Количество букв Н в именах прилагательных зависит от того, с какого суффикса образовалось слово. Если слово образуется с суффикса –Н-, удвоение согласных получается лишь в том случае, когда основа производящего слова оканчивается на Н. Например: СОН-Н-ЫЙ, БАРАБАН-Н-ЫЙ. Если при образовании слова использовались суффиксы –АН-, -ЯН-, -ИН-, то писать надо одну букву Н. Например: ГУС-ИН-ЫЙ, СЕРЕБР-ЯН-ЫЙ, КОЖ-АН-ЫЙ. Если же суффиксы -ОНН- или –ЕНН-, то пишется две Н. Например: АВИАЦИ-ОНН-ЫЙ, СОЛОМ-ЕНН-ЫЙ. Запомните несколько исключений: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ. В этих словах пишется удвоенная Н, несмотря на то что они образовались с суффикса –ЯН-. Обратите внимание также на слово ВЕТРЕНЫЙ. В нем нет удвоенных согласных, так как это прилагательное образовалось не от существительного ВЕТЕР, а от устаревшего глагола ВЕ´ТРИТЬ с суффикса Н. Есть также несколько прилагательных, для которых нельзя применить это правило, например: ЮН-ЫЙ, РУМЯН-ЫЙ. Дело в том, что эти слова образовались вообще без суффиксов. В них пишется одна Н, которая находится в корне.
-Скажи, дедушка ,-как-то спросил Сережа,-откуда ты сказки берешь? -Из чернильницы ,мой дружок, из чернильницы. -А как ты их оттуда достаешь, дедушка? -Ручкой с перышком, милый внук ,ручкой с перышком... Поступил Сережа в школу.Стал из чернильницы сказку добывать. Сначало палочки .Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа , сказка не зацепляется. - Почему это, дедушка , так?Может быть ,чернила у меня жидкие , или чернильница мелкая,или перо тупое? - Не горюй ,Сергей!-утешает дед. - Придет время-не только сказку , а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь..Если , конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь,если без людей ,сам по себе жить не начнёшь-тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее.. Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал- другим пересказал.
-Из чернильницы ,мой дружок, из чернильницы.
-А как ты их оттуда достаешь, дедушка?
-Ручкой с перышком, милый внук ,ручкой с перышком...
Поступил Сережа в школу.Стал из чернильницы сказку добывать. Сначало палочки .Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа , сказка не зацепляется.
- Почему это, дедушка , так?Может быть ,чернила у меня жидкие , или чернильница мелкая,или перо тупое?
- Не горюй ,Сергей!-утешает дед. - Придет время-не только сказку , а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь..Если , конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь,если без людей ,сам по себе жить не начнёшь-тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее..
Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал- другим пересказал.